Ключевые текущие и будущие вызовы молочной отрасли

Вызовы, стоящие перед отраслью, грозят снижением прибыльности компаний представителей. Емкость локального рынка для производителей в РФ достигла своего предела. Растёт конкуренция, в особенности со стороны ЗОЖ-альтернатив. Потенциал увеличения предложения затруднен нехваткой людей и оборудования. Рост производственных издержек обгоняет цены на молоко и кисломолочную продукцию. Коммерческие расходы растут как следствие дополнительных затрат на маркетинг и маркировку продукции.

О ключевых текущих и будущих вызовах отрасли рассказал Рустам Шамои , ведущий эксперт практики потребительского сектора Strategy Partners, на отраслевой онлайн-конференции для представителей агропромышленного комплекса на тему: «Молочное животноводство: пути повышения эффективности и новые возможности». Конференция состоялась в Волго-Вятском банке Сбербанка в Казани.

Потребление на душу населения практически не изменяется. Если в 2015 году промышленное потребление сырого молока было на уровне 37,2 млн тонн, то в 2020 оно выросло лишь на 0,6% и достигло 38,3 млн тонн. Рост потребления ограничивается медленным ростом доходов населения, ниже темпов роста инфляции (2% против 7,5% в 2021). Кроме того, прогнозируется убыль населения на горизонте ближайших 5-10 лет, что также будет влиять на рынок.

В отрасли растет конкуренция. Общее число предприятий отрасли растет за счет МСП и относительно неизменных долей топ игроков. На госпрограмму развития сельского хозяйства выделено 256,2 млрд рублей (в 2021 г. на 17% меньше чем в 2020 г.). С учетом роста доли МСП, претендующих на субсидии с повышенным коэффициентом (х1,3), усиливается конкуренция за получение субсидий. Рост количества игроков приводит к снижению загрузке мощностей (уровень загрузки 54%). Рост числа предприятий усиливает проблему проникновения фальсификатов на рынок и давит на цены добросовестных производителей.

Конкуренция ожидается и со стороны ЗОЖ-альтернатив. По данным PBFA1, в 2020 г. 57% всех домохозяйств США приобретали продукты растительного происхождения. За два года с 2018 по 2020 г. рынок альтернативного молока вырос на 43% и достиг 7 млрд долларов. В России продажи альтернативного молока в 2019 году составили 12,4 тысячи тонн, в 2020 году – 18,1 тысячи тонн. К 2023 году прогнозируется увеличение этого показателя до 27,7 тысячи тонн. Бурный рост рынка альтернативного молока обусловлен рядом факторов:

  • Альтернативно молоко выбирают те, кто страдает непереносимостью лактозы или имеет аллергию.
  • В мире растет количество приверженных идеям вегетарианства и защиты животных.
  • Молодое поколение активно ищет новые вкусы.
  • Запрос на спортивное питание (в мире более 15% спортивных продуктов питания было сделано на основе растительных источников).


Высокая доля импортного оборудования в отрасли приводит к дополнительной нагрузке на производителя. На статью «общехозяйственные расходы на содержание основных средств и амортизация» приходится 21% операционных расходов в производстве молока – и на эту статью сильно влияет валютный курс. Особенно учитывая тот факт, что доля импортной техники в российском пищепроме за последние пять лет составила в среднем 70%. Ежегодный импорт оборудования для молочной промышленности в РФ составляет более 40 млн долларов. Минпромторг планирует поднять пошлины на импортное оборудование для пищевой промышленности. Кроме того, Сохраняются санкционные риски в части закупок и обслуживания импортной техники.

Привлекательность вложений в отрасль снижает нехватка кадров и рост расходов на зарплату. В отрасли наблюдается нехватка квалифицированных специалистов по обслуживанию техники (проблема усилилась с покиданием страны иностранных специалистов в результате COVID-19). В связи с низкими зарплатами и тяжёлыми условиями труда:

  • 61% выпускников по специальностям отрасли не идут работать по специальности
  • 14% уходят не проработав и года.

Коммерческие расходы растут как следствие дополнительных затрат на маркетинг и маркировку продукции. Ряд потребителей легко совершает импульсивную смену бренда так как не видит существенный разницы продуктовых свойств. В 2020 году маркетинговые расходы для категории FMCG увеличились на 17% по сравнению с 2019 г. Сильнее остальных выросли бюджеты на рекламу продуктов питания.

В 2021 году начала действовать система маркировки молочной продукции «Честный Знак» (отслеживание готовой продукции от завода до кассы). Система разработана в дополнение к действующей системе «Меркурий» (отслеживание сырья от производителя до завода). Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) оценивает затраты предприятий на введение маркировки молочной продукции в первый год в 61,3 млрд рублей, плюс ежегодные затраты отрасли в 35,2 млрд рублей. Минпромторг работает над внесением поправок в правила субсидирования из Фонда развития промышленности, чтобы расширить финансирование проектов, связанных с маркировкой.


Справка:

Strategy Partners — команда консультантов № 1.

30 лет мы помогаем нашим Клиентам достигать поставленных целей и адаптироваться к изменениям. На это работают сильнейшие отраслевые команды.

Strategy Partners — дочерняя компания Сбера, а значит, на наших Клиентов работают возможности одного из крупнейших банков России и ведущих глобальных финансовых институтов.

Мы поддерживаем компании на любом этапе развития: анализируем рынки, создаем и внедряем стратегии, оптимизируем процессы и системы управления, готовим инвестиционные проекты к привлечению финансирования, сопровождаем сделки M&A и выход на IPO, внедряем цифровые решения и оказываем инжиниринговые услуги.

11.10.2021

Поделиться

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики