Прямая речь

Весь опыт

Реализованные проекты

Публикации

Новости

Исследования

17.03.2009

"Стимулирование развития туризма в российских регионах — новые возможности"

Туризм одна из наиболее перспективных отраслей мировой экономики, потенциал которой в России сильно недоиспользован. Туризм должен являться одним из ключевых приоритетов экономического развития России, особенно с учетом текущего кризиса. В России достаточно регионов, которые обладают высоким потенциалом для развития туризма. Реализация туристического потенциала сдерживается рядом проблем, характерных почти для каждого российского региона: недостаточно развитая туристическая и базовая инфраструктура, нехватка кадров, слабо организованный маркетинг, неблагоприятная предпринимательская среда, отсутствие должной законодательной базы. Кризис не только не является препятствием, но и создает благоприятные возможности для подъема российской туристической отрасли и вывода ее на качественно новый уровень.
 
Отчет компании Strategy Partners Group
«Стимулирование развития туризма в российских регионах: новые возможности»
 
Консультанты Strategy Partners Group подготовили отчет на основе аналитических исследований, проведенных компанией в рамках проектов для российских регионов, административных органов управления, коммерческих компаний, реализованных в 2008–2009 гг. 
 
 
1.       Несмотря на динамичный рост в последние годы, Россия по основным показателям развития туризма пока сильно уступает ведущим странам. Доля туризма в ВВП России в 2007 г составила 6,6 % против 9,7% в среднем в мире. По количеству иностранных туристов на 1000 человек населения Россия серьезно отстает от ведущих стран. Так, в Великобритании этот показатель составляет около 525 иностранных туристов на 1000 человек, в среднем в мире данный показатель составляет примерно 298 туристов, а в России всего 161 человек. Доля туризма в занятости России в 2007 году составила 5,6% против 10,1% в США.
 
2.       Влияние туризма на социально-экономическую ситуацию в регионе во время кризиса и после него определяется, в первую очередь, мультипликативным эффектом.
Туристическая отрасль является лидером среди других отраслей по степени  мультипликативного влияния на экономику. Это означает, что общий рост выпуска в экономике превышает рост выпуска в отрасли туризма в 2,8 раза, а общий рост занятости в экономике на каждые 100 млн руб. дополнительного выпуска отрасли туризма составляет 72 рабочих места.
Инвестиции в туристическую инфраструктуру во время кризиса осуществляются  при относительно низких ценах на строительство, услуги по разработке мастер-планов, проектирование, низких затратах на оплату труда. Одновременно развитие туризма увеличивает занятость населения в строительстве, смежных отраслях (производство строительных материалов, проектирование и пр.). Создаются условия для переподготовки кадров и создания достаточного предложения квалифицированного персонала для работы в туризме после кризиса.
 
3.       В России достаточно регионов, которые обладают высоким потенциалом для развития туризма. Прогноз количества туристических прибытий в регионы РФ, по оценке экспертов Strategy Partners Group, в 2028 г. вырастет в 3 раза при наихудшем сырьевом сценарии развития  российской экономики и почти в 5 раз при инновационном развитии. При этом число туристов жителей России вырастет в 6 раз.  
По оценке экспертов Strategy Partners Group, среди российских регионов лидерами по конкурентоспособности* для развития туризма являются следующие регионы:
a.       Развлекательный туризм. 27 российских регионов имеют благоприятные условия для развития развлекательного туризма: Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Ставропольский край, Московская, Калининградская, Ленинградская, Нижегородская, Самарская, Ростовская области.
b.       Деловой туризм. 20 российских регионов имеют благоприятные условия для развития делового туризма: Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Кемеровская области, Красноярский край, Свердловская и Омская области.
 
* При оценке конкурентоспособности регионов учитывались наиболее значимые факторы развития туризма. Для развлекательного туризма: природные условия, безопасность, удаленность от ключевых клиентских рынков, уровень развития транспортной инфраструктуры и др. Для делового туризма: деловая активность в регионе, уровень развития гостиничной инфраструктуры, предпринимательская среда и др.
 
4.       Реализация туристического потенциала в России сдерживается рядом проблем, характерных почти для каждого российского региона: инфраструктура, кадры, маркетинг, предпринимательская среда, законодательство.
    • В российских регионах наблюдается острый недостаток качественной гостиничной инфраструктуры и развлекательной инфраструктуры.
    • Для многих регионов существует проблема транспортной доступности туристических центров.
    • Низкий уровень бюджетных расходов на отрасль ограничивает продвижение туристических возможностей России в целом и ее регионов на мировом рынке.
    • Существует высокий дефицит квалифицированного персонала, способного предложить качественное обслуживание туриста.
    • Не создано эффективное законодательство для привлечения частных инвестиций в отрасль.
    • Во многих регионах отсутствует предпринимательская среда, которая необходима для развития туристической отрасли.
    • В России наиболее строгий среди стран, ориентированных на развитие туризма, визовый режим.
 
5.       Кризис не только не является препятствием, но и создает благоприятные условия для подъема российской туристической отрасли и вывода ее на качественно новый уровень.
Основными благоприятными факторами развития туризма в России в условиях кризиса, по оценке Strategy Partners Group, являются:
·        Повышение внимания россиян к отдыху внутри страны в период кризиса. Для регионов это, в первую очередь, возможность привлечения дополнительного туристического потока за счет активного маркетинга региона и других мер поддержки отрасли (предоставления льготных условий для предпринимательства, информационной  поддержки компаний и т. п.)
·        Отложенный на 2-3 года спрос, снижение цен на создание и продвижение туристического продукта. Разработка концепций и развитие существующих и новых курортных центров, вывод их на уровень, сопоставимый с мировыми аналогами, могут быть осуществлены с меньшими затратами региональных бюджетов. У инвесторов есть возможность создания ликвидных и востребованных после кризиса продуктов.
·        Высокое влияние туристической отрасли на социально-экономическое развитие регионов в период и после кризиса. Для регионов это означает возможность  привлечения государственных инвестиций в проекты, связанные с развитием туризма. Для частных инвесторов это возможность получения льготных условий на ведение бизнеса.
 
6.       Для раскрытия потенциала туристической отрасли региональным администрациям необходимо реализовать целый комплекс мероприятий.
●        Обеспечить наличие конкурентоспособной концепции развития туризма в регионе (многие российские регионы сегодня либо вообще не имеют стратегической концепции развития туризма, либо их стратегии характеризуются неглубоким уровнем проработки).
●        Выявить прочие проблемы, не связанные с инфраструктурой, которые сдерживают развитие туризма в регионе (нехватка кадров, барьеры для развития малого предпринимательства, прочее).
●        Разработать мастер-план, план маркетинга и комплекс мероприятий по привлечению частных и государственных инвестиций, обеспечить управление реализацией выбранной стратегии и развитием туризма в регионе.
●        Обеспечить продвижение региона на рынке.
 
7.       Согласно лучшей практике (например, по опыту развития туризма в Хорватии, Черногории, Испании) разработка стратегической концепции развития туризма должна включать следующие действия:
●        определение потенциального объема туристического потока и его структуры, выделение целевых клиентских групп;
●      определение структуры и содержания предложения туристического продукта с учетом потребностей целевой группы потребителей и возможностей региона;
●       формирование туристического продукта для целевых клиентских групп: с учетом планируемого объема и структуры туристического потока определение потребности в создании различных типов туристической и базовой инфраструктуры, сферы услуг.
 
8.       Низкая инвестиционная и туристическая привлекательность многих российских регионов связана с тем, что эти регионы сегодня либо вообще не имеют стратегической концепции развития туризма, либо их стратегии характеризуются неглубоким уровнем проработки. Регионы стихийно осваивают территории, предназначенные для развития туристической деятельности. У руководства регионов отсутствует понимание потенциала туристических прибытий и их влияния на развитие экономики региона. Во многих случаях отсутствует стратегия, технико-экономическое обоснование, целостный и профессионально разработанный план, позволяющий инвесторам оценить привлекательность и риски инвестиций в территорию.
 
 
В ходе подготовки отчета были использованы следующие источники информации: аналитика Strategy Partners Group, Ассоциация по туризму в Швейцарии, РБК, Росстат, Ростуризм, сайт Правительства Уэльса, Экспресс-Обзор, Budde Communication, Business Travel, Census, Euromonitor, International Telecommunications UnionKenai Peninsula Community Pages, Kuoni Reisen, PWC Global Media Outlook, United States Small Business Administration, The CourierTUI, Thomas CookVisa Inc., WTO, WTTC, визовые отделы Египта, России, Таиланда, Турции, Хорватии.
 
Примечания для редактора:

1. Если вы хотите получить более подробную информацию об отчете, обращайтесь в отдел маркетинга marketing@strategy.ru или по телефону +7 (495) 730-77-47

 
2. Strategy Partners Group российский стратегический консультант, предоставляет услуги в области стратегического планирования, проведения преобразований, способствующих эффективному использованию интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов организаций для обеспечения лидерства и устойчивого роста.
 
Strategy Partners Group основана в 1994 году и сегодня объединяет более 65 профессионалов из 8 стран. В портфеле компании — более 400 успешно реализованных проектов для российских и международных компаний и корпораций, а также для органов государственного управления, включая Правительство РФ и региональные администрации.
 
 
 
Материалы по теме:
 
 
30.04.2009
"В деревню, к тетке, в регионы!", Ведомости. Комментарий Анны Буровой.
 
25.03.2009
 
25.03.2009
"Российскому туризму поможет кризис", ИА Туринфо. Александр Идрисов.
 
20.03.2009
Александр Идрисов и Елена Киселева выступили на конференции "Регионы России: развитие туризма в условиях кризиса", совместно организованной компаниями ITE и Strategy Partners Group в рамках 17-ой международной выставки "Путешествия и туризм" (MITT, 2009).

 

© Strategy Partners Group, 1994-2017
Электронная почта: