Приглашаем принять участие в исследовании «Женское лидерство в российском бизнесе»
В рамках форума «Неделя Российского Ритейла» Мария Вить, директор практики «Потребительский сектор» Strategy Partners, поделилась, как розничные игроки и потребители отреагировали на турбулентность.
Изменение потребительского поведения свойственно каждому периоду рецессии. Опираясь на опыт российских кризисов, можно с уверенностью утверждать, что первая реакция у большинства людей на кризис — появление чувства тревоги и стремление сохранить собственные сбережения. Из-за этого потребители стараются вложить средства во что-то, что считают устойчивым, и происходит рост в категориях «панического спроса»: авто, техника, продукты долгого хранения и сегмент люкс. После, как правило, покупатели переходят на стадию сильной экономии.
Текущая ситуация на потребительском рынке России не стала исключением. Так, в первые недели, по данным Сбериндекса, после объявления санкций на рынке наблюдался панический спрос на непродовольственные товары длительного пользования (рост до 40%), особенно в сегментах «бытовая техника и электроника», «автодилеры и автозапчасти» и «мебель». Однако спустя три недели уровень спроса вернулся к докризисным значениям. Одновременно с этим население стремилось оптимизировать расходы по прочим категориям товаров, включая расходы на предметы первой необходимости.
Если сразу после введения первых санкций наиболее распространенной стратегией был выбор товаров по акциям и скидкам, то спустя две недели потребители стали рассматривать новые магазины с более бюджетным ценовым предложением.
Как показывает предыдущий опыт, после окончания кризисного периода потребители продолжат покупать более бюджетные товары и СТМ, качество которых сопоставимо с товарами, которые они покупали раньше, и посещать магазины с приемлемым соотношением цены и качества.
Основное отличие «победителей» от «проигравших» — их реакция на происходящие события и своевременная корректировка планов. Методология анализа кризисных ситуаций HBR показывает, что существует четыре основные реакции компании на экономический спад:
Наибольшую эффективность демонстрирует смешанная стратегия прогрессивных компаний, однако не все комбинации одинаково эффективны.
В качестве примера можно рассмотреть реакцию двух американских компаний по продаже канцелярских товаров на экономический спад в 2000 г. Office Depot сократила штат сотрудников на 6%, но не смогла значительно повлиять на уровень операционных расходов компании. Напротив, Staples закрыла некоторые неэффективные предприятия, сделав упор на предоставление определенных категорий продукции других ценовых сегментов, и увеличила рабочую силу на 10% в период рецессии. Продажи Staples удвоились за период 1997–2003 гг. и в среднем в течение трех лет после кризиса компания была на 30% прибыльнее своего конкурента Office Depot.
Во время каждой рецессии маркетологи оказываются в плохо изученных водах, потому что не бывает двух абсолютно одинаковых спадов. Однако, изучая исторические данные о периодах рецессии в России начиная с 2000-х годов, можно заметить ряд закономерностей в поведении потребителей.
В данном исследовании мы изучили индекс потребительской уверенности россиян в ходе трех спадов: мирового финансового кризиса (2008–2010 гг.), валютного кризиса (2014–2015 гг.) и эпидемии COVID-19 (2020–2021 гг.).
Потребительские расходы в России до сих пор не достигли уровня 2014 года. Эксперты Strategy Partners считают, что рост цен, снижение покупательной способности и прогнозируемое сокращение населения могут привести к падению потребительских расходов также до 20–25% в горизонте ближайших трех лет.
Восстановление рынка потребительского сектора может занять более трех лет. При этом компаниям, работающим в этом секторе, в ближайшее время лучше сосредоточиться на гибридной модели трансформации, делая акценты на оптимизации операционной эффективности и реализовывая возможности как развития на новых рынках, так и инвестиций в новые активы. Приостановка развития и инвестиций может впоследствии сказаться на восстановлении и длиться более 3 лет.
Strategy Partners (АО «СПГ») — ведущий российский стратегический консультант, с 2010 года является дочерним обществом ПАО Сбербанк. Компания специализируется на услугах по разработке бизнес-стратегии и внедрению операционных улучшений для среднего и крупного бизнеса, государственных институтов в России и странах СНГ, реализует проекты в сфере цифровой трансформации компаний, отраслей, регионов и городов.
Стройте успешную карьеру, развивайте личный бренд и применяйте накопленный опыт в решении масштабных бизнес-задач, капитализируя свои навыки и знания.
Получите знания и опыт мирового уровня, построив карьеру в российской компании — лидере стратегического консалтинга.
Примените экспертные знания, поделитесь нестандартным взглядом на привычные процессы, работая на проекте с командой экосистемы Сбера.