На полях ВЭФ Инна Гольфанд поделилась результатами исследования внутреннего рынка рыбной отрасли

На полях Восточного экономического форума прошла сессия «Рыбная отрасль: новые горизонты», в которой спикером дискуссии выступила Инна Гольфанд, партнер Strategy Partners

В рамках сессии представители регуляторов и рыбохозяйственного комплекса обсудили: 

  • что сегодня необходимо сделать для обеспечения доступного ценообразования, широкого ассортимента, высокого качества продукции на прилавках торговых точек, в меню ресторанов и точек быстрого питания;
  • как развивать культуру потребления рыбы среди молодого поколения;
  • как максимально заместить ввозимую импортную продукцию. 

В новых реалиях, обусловленных санкционной политикой недружественных стран, как никогда остро стоит вопрос самообеспечения России рыбной продукцией. 

Какие вызовы необходимо преодолеть в отрасли для достижения суверенитета, рассказал Виктор Евтухов, заместитель Министра промышленности и торговли РФ: «По рыбопромысловым судам мы оказались в самом импортозависимом положении. По некоторым направлениям, в том числе рыбопромысловому и рыбоперерабатывающему оборудованию, импортозависимость доходит до 60%. Определен критический импорт: это более 60 позиций, которые мы планируем заместить в течение 3 лет.  Сейчас активно идет работа по преодолению технологической зависимости. Так, на базе АО «ЦНИИ «Курс» был создан центр импортозамещения и локализации судового оборудования — на электронной площадке представлен большой перечень российского оборудования, который мы уже готовы предложить».

Также в своем выступлении Виктор Евтухов отметил, что сегодня заказчики сталкиваются с тем, что строить суда в Китае или Турции дешевле, чем в России. «Решение этой проблемы мы видим в запуске серийного строительства типовых судов».

В ходе сессии Инна Гольфанд поделилась результатами исследования внутреннего рынка, в частности потребления рыбы в России, проведенного Strategy Partners.

Как показало исследование, 40% рыбы, которую потребители едят в нашей стране, приходится на импортную продукцию. С 2013 года, согласно анализу потребительской корзины, количество рыбы в ней сократилось сильнее всего: падение составило практически 27%. Анализ первого полугодия 2022 г. показывает еще более сильное падение в сравнении с 2021 годом. Почему так происходит, объяснила Инна в своем выступлении:

«Во-первых, это рост цен на рыбу, что связано с высокой долей импорта. Во-вторых, у нас отсутствует культура потребления рыбы, особенно среди молодежи,  в-третьих, это сложность приготовления рыбы, предложенной на полках торговых точек, в-четвертых, нехватка глубины переработки.

При этом дефицит сырья на российском рынке составляет более 1,5 млн тонн — это огромные возможности для перераспределения сырья частично с экспорта на российский внутренний рынок, развития глубины переработки и аквакультуры»

Инна Гольфанд прокомментировала,  как можно преодолеть тренд на падение потребления рыбы в нашей стране:

«Для того чтобы преодолеть текущую ситуацию на рынке, мало усилий одной компании.  В данном случае нужно консолидировать усилия государства и отрасли, причем всех ее сегментов. Основная задача — это повысить интерес к российской рыбе и популяризировать ее в глазах потребителей. Сегодня необходим ряд конкретных шагов, которые нужно предпринять, чтобы преодолеть тот тренд,  который у нас есть: 

  • развивать глубокую переработку и аквакультуру,
  • разработать стратегию популяризации и развития внутреннего рынка,
  • сформировать и развивать национальный бренд.  

Здесь нужно использовать опыт, который уже есть в мире, например в Норвегии, США, Великобритании и Японии. Эти государства активно работают над популяризацией рыбы как внутри страны, так и вовне». 


Справка:

Strategy Partners (АО «СПГ») — ведущий российский стратегический консультант, с 2010 года является дочерним обществом ПАО Сбербанк. Компания специализируется на услугах по разработке бизнес-стратегии и внедрению операционных улучшений для среднего и крупного бизнеса, государственных институтов в России и странах СНГ, реализует проекты в сфере цифровой трансформации компаний, отраслей, регионов и городов.

06.09.2022

Поделиться

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики