На площадке Общественной палаты РФ представлен аналитический отчет «Троллейбусный транспорт в России. Состояние и перспективы рынка», подготовленный Strategy Partners и Первой компанией транспортной инфраструктуры (ПКТИ) совместно с Российским университетом транспорта и Международной ассоциацией предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ). Отчет содержит информацию о положении троллейбусного транспорта на территории РФ.
В отчете приведен тщательный анализ всех типов городского транспорта. Согласно этому анализу, у каждого вида транспорта, в зависимости от конкретных условий использования, есть сфера наибольшей социально-экономической эффективности, в которой суммарные издержки для общества, включая эксплуатационные затраты, потенциальный ущерб от ДТП и экологический ущерб при организации перевозок, будут минимальными (рис. 1). В экономических условиях России при потоках до 300–350 пассажиров в сечении маршрута в час пик наиболее эффективен автобус. При потоках от 350–720 до 1 100–2 500 пассажиров (в зависимости от протяженности линии) лучше всего использовать троллейбус. При потоках свыше 1 100–2 500 пассажиров эффективен трамвай. Причем при потоках свыше 2 500 пассажиров трамвайную линию выгодно строить даже при высокой протяженности (до 20 км одиночного пути)
Исходя из этих параметров, в больших городах России (с населением 100 тыс. и более человек) электрический транспорт должен перевозить свыше 70% пассажиров. Это подтверждается как практикой времен СССР, так и современными мировыми исследованиями: за последние 30 лет протяженность трамвайных и троллейбусных линий существенно возросла (в частности, трамваи снова ездят более чем в 130 городах мира). При надлежащем планировании и управлении в городах происходит постепенное замещение автобусного транспорта троллейбусным, троллейбусного — трамвайным (в ряде случаев автобусный сразу заменяется трамвайным).
В России для городов с населением от 100 тыс. жителей такое замещение позволит достичь следующих показателей по системе общественного транспорта:
Как показано далее в отчете, в России наблюдается обратная тенденция — кратное сокращение использования электротранспорта (в ряде городов он был закрыт, в большинстве городов пассажиропотоки ГЭТ сократились в 5–10 раз относительно уровня СССР). В отчете приводятся анализ причин такого сокращения и выводы о его последствиях.
В отчете приводится подробный анализ возможностей и характеристик использования троллейбусного транспорта в городах. Основными выводами являются следующие:
Таким образом, решение проблемы отказа от троллейбусного транспорта находится в сфере мотивации для применения эффективных технологий, позволяющих снизить социально-экономические издержки при гарантии качества транспортного обслуживания. В частности:
Обязательность соблюдения стандартов качества транспортного обслуживания должна стать основным мотивом на выделение финансирования, достаточного для осуществления перевозок в соответствии с установленными нормативами.
Мотивация на снижение расходов на транспортное обслуживание возможна только при условии полного перевода управления перевозками на брутто-контракты. Чтобы не только рассчитывать полную стоимость транспортной работы, но и стремиться ее снизить, следовательно, развивая виды транспорта, наиболее экономичные при больших пассажиропотоках.
Необходимы методические указания по разработке документов транспортного планирования, направленные на достижение национальных целей развития России (в том числе снижение загрязнения окружающей среды, издержек от ДТП и затрат времени населения). Это обяжет проектировщиков при развитии транспортных систем планировать применение видов транспорта, способствующих снижению всех социально-экономических издержек.
Как следствие, потребуется контроль федеральных органов власти за качеством разработки документов транспортного планирования. Также будет необходимо установить ответственность органов власти за соблюдение порядка мероприятий, определенных документами транспортного планирования, в частности, за ликвидацию линий электротранспорта, не подтвержденную расчетами документов транспортного планирования.
В отчете также приведен прогноз потенциала ежегодного спроса на троллейбусы в России (таблица 1.)
Таблица 1. Сценарии потенциала ежегодного спроса на троллейбусы в России на 2023–2029 гг.
Реализация данных сценариев вполне возможна с использованием производственных мощностей имеющихся в России и Белоруссии предприятий: их суммарные производственные мощности при полной загрузке составляют порядка 1 000 троллейбусов в год, что соответствует и сценарию умеренного развития, и сценарию целевого развития.
Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и
находить эффективные решения для достижения целей. На это работают
сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и
сотни реализованных проектов.
Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам
возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление
— Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и
действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и
входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и
консалтинг» по версии рейтинга RAEX.