Бизнес будущего: на какие индустрии делать ставку

На площадке Международного муниципального форума стран БРИКС+ в Санкт-Петербурге прошла сессия «Бизнес будущего: на какие индустрии делать ставку?», организованная при участии Агентства стратегических инициатив (АСИ). Модератором сессии выступила Валерия Плотникова, управляющий партнер Strategy Partners.

В качестве спикеров сессии были приглашены представители различных отраслей, госсектора и профессиональных ассоциаций: Антон Ранюшкин, заместитель директора Исследовательского центра Агентства стратегических инициатив (АСИ), Дмитрий Панов, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России», Александр Снегирев, министр цифрового и технологического развития Сахалинской области, Андрей Гурленов, исполнительный директор АО «Ситроникс», Антон Барданов, операционный директор «Ассоциация аддитивных технологий», Андрей Яценко, директор ООО «БИОМИХМ», Карен Казарьян, директор по аналитике АНО «Цифровая экономика» и Станислав Георгиевский, вице-президент АО «РЭЦ».

Успешность и эффективность бизнеса в будущем зависит от выбора индустрии, на которую он сделает ставку именно сейчас. Ключевым драйвером развития приоритетных направлений выступают современные технологии: искусственный интеллект, биотехнологии, беспилотные системы, электромобили, аддитивные технологии и другие.

Во вступительном слове Валерия Плотникова обозначила, какие ключевые тренды, по мнению экспертов Strategy Partners, будут оказывать влияние на дальнейшее развитие бизнеса в России и мире.

Одним из ключевых инструментов стабилизации экономики могут стать инвестиции в крупные инфраструктурные проекты и транспорт. Так, новый глобальный маршрут Северный морской путь (СПМ) позволит на 10–30% сократить время в пути из крупнейших портов Азии в Европу и увеличить мощность российских морских портов на 21,6 млн тонн. На развитие СМП до 2024 года заложено более 711,3 млрд руб. из бюджетных и внебюджетных источников.

Широко обсуждается и развитие международного транспортного коридора «Север — Юг» в связи с его экономической выгодой, а также переориентацией российской экономики с Запада на Восток. МТК «Север — Юг» в два раза сокращает время доставки товаров между двумя крайними точками — Санкт-Петербургом в России и Мумбаи в Индии. Объем грузов из РФ по коридору «Север — Юг» к 2030 году должен вырасти вдвое и составить 32 млн тонн. Требуемые инвестиции — 38,2 млрд долл., из которых Россия проинвестирует 13,21 млрд долл.

Еще одной областью для роста инвестиций может стать интернет вещей. 40% данных в 2035 году будет генерироваться устройствами IoT, а число устройств, подключенных к интернету, превысит количество интернет-пользователей примерно в 15 раз.

Перспективным направлением для запуска крупных инвестиционных проектов станет развитие рынка и инфраструктуры для электротранспорта, которое в мире существенным образом поддерживается государственными стимулами через субсидии, льготы при покупке, преференции при эксплуатации и т. д. Также значительные средства инвестируются в создание зарядной инфраструктуры (как субсидии населению, так и льготы компаниям, устанавливающим зарядные устройства). В России предусмотрено стимулирование спроса в части субсидирования покупки электромобилей, однако оценка результативности данных мер будет возможна ближе к 2024 году. Пока можно выделить 3 сценария развития рынка электромобилей в России:

  • инерционный, согласно которому к 2030 году продажи электрокаров достигнут 87 тыс. машин в год;
  • сбалансированный — продажи к 2030 году приблизятся к 244 тыс. электрокаров в год;
  • и самый оптимистичный вариант — сценарий ускоренного развития, при котором продажи электромобилей к 2030 году составят 576 тыс. машин в год.

Одно из наиболее перспективных направлений современных технологий — искусственный интеллект (ИИ). В гонке ИИ есть два явных лидера — США и стремительно догоняющий их Китай. Они захватили лидерство в сфере исследований и технологий ИИ за счет масштабных инвестиций и преимущества в данных для ИИ. Сегодня инвестиции США в AI составляют 56% от всего объема инвестиций всех стран, инвестиции Китая пока составляют 22%. 

Компании из США и Китая уже стали крупнейшими глобальными экспортерами за счет лидерства в технологиях и объема внутреннего рынка. На США приходится 32% AI-компаний в мире, а на Китай — 24%. Усиливает их отрыв от всех остальных стран приток талантов и предпринимателей в сфере ИИ. Россия, несмотря на значительное внимание к тематике ИИ, в технологическую гонку включилась поздно и сегодня находится скорее в позиции отстающего.

Антон Ранюшкин (АСИ), в свою очередь, отмечает, что при выборе индустрии на горизонте 3–7 лет отечественному бизнесу следует оценить, насколько эти рынки соответствуют определенным критериям.

«Во-первых, есть ли достаточный потенциал по импортозамещению иностранных продуктов и услуг или же существует реальная потребность в создании нового рынка? Тут важно понимать, что далеко не каждая технология может стать самостоятельным рынком или даже индустрией будущего. Во-вторых, способствует ли продукт национальной безопасности? Речь не только о военно-промышленном комплексе, но и о продовольственной безопасности, технологическом суверенитете и так далее. Эти приоритеты определяет государство. В-третьих, существуют ли внешние рынки с достаточным спросом на данные продукты? В высокой степени самодостаточных рынков в мире не так много, например ЕС, Китай, США, Индия, а бизнесу из других стран необходимо учитывать объем потенциального экспорта при разработке своих стратегий».

По результатам интерактивного опроса зрителей, в топ-3 привлекательных экспортных рынков вошли Китай (23,3%), Центральная Азия (17,48%), а также Северная Африка и Ближний Восток (16,5%). Индия и страны Латинской Америки заняли 4-е и 5-е места по приоритетности (12,62 и 11, 65% соответственно), в то время как наименее приоритетными рынками зрители посчитали Центральную и Западную Африку, а также Юго-Восточную Азию.

«Если говорить о российском экспорте, то можно выделить следующие свойства, которые помогут ему стать успешным. Первое — невысокая стоимость и долговечность. Страны, являющиеся нашими партнерами по экономическим и политическим союзам, страны, находящиеся под международными санкциями, и страны — партнеры по военно-техническому сотрудничеству, ВВП на душу населения которых ниже, чем российский уровень, — это рынки с общей численностью населения 1,65 млрд человек. Российские товары, услуги и технологии могут быть востребованы этими странами, но для этого они должны быть доступны и долговечны, и основная задача российского бизнеса — смотреть именно на эти внешние рынки. Второе свойство — технологичность. Российский экспорт должен быть технологичным, т. е. должен удовлетворять потребности российских потребителей продуктов, а также конкурировать с технологически развитыми странами. Третье — соответствие принципам социальной справедливости. Мир несправедлив, и он становится все более несправедливым. Бедные страны беднеют относительно богатых стран, богатые страны не локализуют производства в бедных странах, не передают им технологии. Более того, выкачивают природные, финансовые и кадровые ресурсы. Поэтому, если российский бизнес хочет преуспеть на внешних рынках, то он должен предложить экспорт, который будет соответствовать принципам социальной справедливости и способствовать повышению качества жизни населения данных стран», — указывает Антон Ранюшкин.

Модератор Валерия Плотникова попросила зрителей поразмышлять, на какие индустрии сделали бы ставки именно они. Самыми популярными ответами на этот вопрос стали биотехнологии, цифровые решения, а также финтех.

«Мы в Strategy Partners каждый день анализируем рынки и исследуем возможности и барьеры. Мы видим, что направлений для бизнеса будущего много, есть перспективы и для экспорта ИТ-решений, и для сотрудничества с зарубежными коллегами, и для развития биотеха как промышленности будущего, и для усиления прогрессивных технологий в регионах, и для многого другого. Успех, на мой взгляд, сводится к своевременности реакции и инициативы от бизнеса, а также к поддержке со стороны государства. Только при таком диалоге можно обеспечить устойчивый рост», — резюмировала Валерия.


Справка:

Strategy Partners — команда консультантов № 1.

30 лет мы помогаем нашим Клиентам достигать поставленных целей и адаптироваться к изменениям. На это работают сильнейшие отраслевые команды.

Strategy Partners — дочерняя компания Сбера, а значит, на наших Клиентов работают возможности одного из крупнейших банков России и ведущих глобальных финансовых институтов.

Мы поддерживаем компании на любом этапе развития: анализируем рынки, создаем и внедряем стратегии, оптимизируем процессы и системы управления, готовим инвестиционные проекты к привлечению финансирования, сопровождаем сделки M&A и выход на IPO, внедряем цифровые решения и оказываем инжиниринговые услуги.

17.11.2023

Поделиться

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики