Примеры
реализованных
проектов

21 июля 2023

Целесообразность M&A в ЛПК: анализ сделки в текущих реалиях

Один из иностранных инвесторов принял решение о выходе из крупного актива в области лесопереработки. Продаваемый актив имел хорошее позиционирование на целевых рынках, в том числе благодаря сильному бренду собственника. При этом ключевой целевой рынок был весьма чувствительным к качеству поставляемой продукции.

Введение в силу пакета санкций ЕС и стран G7 против продукции российского ЛПК создало угрозу существенного уменьшения объемов поставок на ключевой экспортный рынок. Кроме того, во второй половине 2022 года сформировался тренд на снижение цен на поставляемую продукцию.

Российский инвестор, рассматривавший приобретение актива, предполагал привлечение существенной доли заемного финансирования для реализации сделки.

С учетом перспективы существенного ухудшения параметров операционной деятельности, а также достаточно существенного объема долга, который мог оказаться на балансе компании после сделки, перед командой Strategy Partners стояла амбициозная задача доказать жизнеспособность сделки.

Кроме того, для предприятий, входящих в периметр сделки, требовалась финансовая, налоговая и юридическая проверка (Due Diligence).

Что включала в себя работа над этим кейсом: 

Одна из основных задач проекта — провести анализ рынка и позиционирования бизнеса, а именно:

  • сделать анализ портфеля продаж и верификацию контрактной базы на 2023–2024 гг.;
  • сделать анализ целевых экспортных рынков:

    • разделение рынков на «премиальные» и «рынки объемов»;
    • исследование драйверов спроса и прогноз объемов потребления в разрезе видов продукции и рынков;
    • анализ исторических премий и сценарный прогноз динамики цен до 2032 г.;
    • обоснование конкурентных преимуществ продукции клиента;
    • описание барьеров для входа текущих и потенциальных российских конкурентов, включая анализ породного состава доступной лесосеки;
    • расчет нового баланса внешнеторговых поставок пиломатериалов с учетом необходимости замещения выпадающих российских поставок на европейский рынок и подтверждение ограниченной возможности канадских и скандинавских поставщиков нарастить поставки на целевые рынки российской компании.
  • сделать анализ и прогноз конъюнктуры российского рынка по ключевым видам продукции, включая неосновные товарные группы;
  • оценить стоимость логистических решений и доступность вариантов логистических маршрутов;
  • разработать рекомендации по работе с себестоимостью продаж, а также по развитию бизнес-модели приобретаемых компаний.

Дополнительно к маркетинговому анализу эксперты Strategy Partners провели аудит потенциальных финансовых, налоговых и юридических рисков. Здесь существенное внимание было уделено вопросам и последствиям применения трансфертного ценообразования.

Что в результате?

  • подготовлено обоснование перспективного географического распределения продаж с учетом риска утраты доли рынка вследствие ограничений против продукции российского ЛПК и возможностей, в т. ч. ресурсных, а также риска, связанного с тем, что иностранные конкуренты могут занять долю рынка российских компаний;
  • определены ключевые фокусы, на которых необходимо сделать акцент в стратегии компании после сделки M&A;
  • сформирована оценка объема требуемых поддерживающих CAPEX, необходимых для обеспечения бесперебойной работы оборудования, а также развития собственных лесозаготовок;
  • оценены потенциальные налоговые риски;
  • составлена карта основных транспортных маршрутов до приоритетных рынков;
  • определены приоритетные направления сокращения затрат, получена оценка возможного экономического эффекта;
  • подготовлена финансовая модель бизнеса по стандартам финансирующего банка.

По результатам проекта была определена целевая цена сделки. Далее сама сделка получила одобрение правительственной комиссии и была успешно реализована.

Справка

Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и находить эффективные решения для достижения целей. На это работают сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и сотни реализованных проектов.

Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление — Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и консалтинг» по версии рейтинга RAEX.

Поделиться:

Получить консультацию