Самозанятые, работающие в Российской Федерации, в рамках исследования были разделены на две категории: предприниматели и профессионалы, которые в различных формах сотрудничают с платформами. В результате анализа подтвердилась гипотеза о превалирующем числе самозанятых профессионалов над самозанятыми предпринимателями.
Институт самозанятости за 5 лет стал значимой составляющей социально-экономического развития России. Число самозанятых работников в нашей стране за 5 лет значительно выросло и в 2022 году превысило пять миллионов человек. В 2021 году самозанятые заработали более 800 млрд рублей, в 2022 году эта цифра будет значительно больше.
«Такой рост объясняется очень просто. И для самозанятых, и для экономики важно, чтобы была некая предсказуемость, в том числе регуляторная, на длинном промежутке времени. Если обернуться назад, мы увидим, что почти 5 лет принципиально не меняли условия для самозанятых: что пообещали на входе, то сейчас и происходит. Для людей это очень важно», — отметил партнер компании Strategy Partners Алексей Волостнов, отвечая на вопросы журналистов.
Онлайн-платформы для самозанятых становятся основным каналом поступления работы и заказов. Для 86% участников российских платформ платформенная занятость — это основной источник дохода. Платформы выступают в качестве медиаторов и фасилитаторов процесса оказания услуг, по сути, помогая тем, кто оказывает услуги, и тем, кто в них нуждается, найти друг друга.
Сегодня платформы позволяют клиенту-работодателю избежать трансакционных издержек, связанных с поиском подходящего контрагента, определения стоимости работ и формы оплаты. Налоговое администрирование также может быть упрощено.
Как показало исследование, специалисты-самозанятые, сотрудничающие с платформами, видят в данной форме занятости возможность выйти за рамки традиционной работы по найму, развиваться независимо и улучшать процесс профессионального/карьерного роста.
Работа по найму ограничивает карьерный рост и профессиональное развитие большинства работников. Однако регистрация в качестве самозанятого снимает это ограничение. Три пятых респондентов (65%) отметили, что «профессиональную квалификацию продать достойным образом невозможно», если не работать в качестве самозанятого. 44% самозанятых воспринимают себя именно как предпринимателей, а не как просто профессионалов, продающих свои услуги и товары.
Наибольшая концентрация самозанятых профессионалов (постоянных партнеров платформ) наблюдается среди крупных городов, где востребованность услуг занятых на платформе значительно выше. Так, 71% самозанятых профессионалов — жители крупных городов (от 250 тыс. до 1 млн человек).
Большинство опрошенных самозанятых относят себя к профессионалам (63%), которые являются постоянными исполнителями на онлайн-платформах, а немного более 1/3 опрошенных (37%) определяют себя самозанятыми предпринимателями и также в той или иной степени сотрудничают с платформами.
По мнению Алексея Волостнова, «если специалист пробует себя в самозанятости, он начинает созревать как профессионал, который берет на себя обязательства, возможно, дополнительные риски, ответственность за результат своей работы. Если ты считаешь себя профессионалом, то самозанятость — это не только возможность, но и ответственность».
Абсолютное большинство респондентов в возрасте до 25 лет (92%) сотрудничает в той или иной форме с платформами в рамках своей деятельности самозанятыми. Люди старшего возраста (55 лет и старше) показывают также высокую степень вовлеченности во взаимодействие с платформами — 72%.
Эксперты Strategy Partners предлагают стимулировать создание адаптационных программ для людей так называемого серебряного возраста, для тех, кто готовится к выходу на пенсию. «Имеет смысл им рассказывать о возможностях этого статуса, объяснять, что в этом нет сложностей и этим можно пользоваться, продолжая профессиональную деятельность. Это было бы полезно и правильно», — отмечает Алексей Волостнов.
По мнению экспертов, в ближайшие годы доля самозанятых будет расти, поскольку у молодого поколения больше склонности к мобильности во всех смыслах. Это проявляется в выборе профессий, которые позволяют работать, находясь в любой точке мира, без привязки к определенным средствам производства.
Управляющий партнер Strategy Partners Валерия Плотникова отметила: «Институт самозанятости — интересный феномен, попытка вывести из тени сферу, которая всегда была серой. Эксперимент, который начался пять лет назад, продемонстрировал свою успешность».
Подводя итоги исследования, можно утверждать, что число самозанятых в России, особенно среди молодежи, растет. Эта тенденция будет сохраняться. Большей части самозанятых нравятся свои условия труда и налогообложение, поэтому в будущем они готовы продолжить работу именно в этом статусе. Поэтому большую роль играет федеральная и региональная господдержка, которая востребована в данной области.
Посмотреть результаты исследования можно по ссылке.
Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и находить эффективные решения для достижения целей. На это работают сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и сотни реализованных проектов.
Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление — Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и консалтинг» по версии рейтинга RAEX.
Стройте успешную карьеру, развивайте личный бренд и применяйте накопленный опыт в решении масштабных бизнес-задач, капитализируя свои навыки и знания.
Получите знания и опыт мирового уровня, построив карьеру в российской компании — лидере стратегического
консалтинга.
Примените экспертные знания, поделитесь нестандартным взглядом на привычные процессы, работая на проекте с командой экосистемы Сбера.