Перспективы развития экспорта российских безалкогольных напитков

С 4 по 7 октября в Москве состоялось ключевое событие в отечественном АПК — 25-я Российская агропромышленная выставка «Золотая осень — 2023», приуроченная к празднованию Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. В рамках деловой программы прошли многочисленные дискуссии по различным направлениям.

Партнер Strategy Partners Владимир Шафоростов принял участие в панельной дискуссии «Перспективы развития экспорта российских напитков» и представил концепцию развития экспорта безалкогольных напитков на рынке РФ. Концепция включает три основные части: актуальность, выбор целевых продуктов и рынков сбыта и стратегию продвижения.

Владимир Шафоростов. Источник: издание «Ветеринария и жизнь»

По итогам 2021 года общий экспорт российских безалкогольных напитков в страны Азии и Ближнего Востока превысил 7 млрд долларов, из которых почти 50% заняли крупнейшие импортеры — Китай, Гонконг, Вьетнам, Саудовская Аравия и ОАЭ. На сегодняшний день российские производители успешно экспортируют напитки в Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Армению, Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Монголию, Китай и ОАЭ.

Для диверсификации поставок в средне- и долгосрочной перспективе необходимо определить целевые рынки сбыта и целевые продукты в регионе Азии и Ближнего Востока, затем разработать концепцию продвижения российских напитков на этих рынках.

«Основная цель разработки концепции — диверсификация направлений экспорта российских безалкогольных напитков. Но чтобы двигаться в дальнее зарубежье, нужна зонтичная стратегия, в основе которой будут лежать локомотивные продукты», — отметил Владимир Шафоростов. 

В качестве локомотивных продуктов рассматриваются яблочный сок, минеральная вода и лимонады. Потребители целевых стран демонстрируют высокий уровень лояльности к российской продукции, что позволяет разработать гибкую стратегию продвижения всего многообразия российских напитков.

Владимир Шафоростов подробно рассмотрел методологию отбора целевых стран для экспорта российских безалкогольных напитков. В списке отбора было представлено 47 дружественных стран из Азиатского и Восточного регионов, которые были проанализированы с точки зрения динамики рынка и потребления трех групп продукции: сока, воды без добавок и воды с добавками.

Первичный анализ стран учитывал макроэкономическую ситуацию (ВВП, инфляция, уровень занятости), совокупный импорт в стоимостном и натуральном выражении и тарифные барьеры (пошлины и квоты на импорт). После первого этапа проводилось ранжирование 15 оставшихся перспективных стран на основе интегрального показателя, т. е. оценивались объем и структура потребления в 2016–2021 годы, средняя цена, доля внутреннего производства, тренды потребления и уровень конкуренции. Также учитывались потенциал экспорта безалкогольных напитков из РФ и прогноз импорта в каждую страну. На финальном этапе отбора остались 6 целевых стран, перспективных для развития российских поставок: Китай, Индия, Саудовская Аравия, Казахстан, Израиль и ОАЭ.

В заключение своего доклада Владимир Шафоростов остановился на трех целевых странах, с которыми РФ еще не наладила поставки или доля в импорте которых не является значимой.

Так, в 2021 году российские напитки не поставлялись в Индию, хотя рынок яблочного сока, минеральной воды и лимонада в стране показывает стабильный рост. С 2016 по 2021 год объем рынка яблочного сока вырос с 24 млн до 37 млн долларов, минеральной воды — с 4,3 млрд до 5,4 млрд долларов, а лимонада — c 1,7 млрд до 2,1 млрд долларов. Объем импорта яблочного сока и минеральной воды также набирает обороты: до 2030 года ожидается ежегодный прирост импорта соков на 4%, а минеральной воды — на 11%. Основной поставщик в Индию — Бутан, доля которого в импорте яблочного сока в 2021 году достигла 70%, воды — 55%, а лимонада — 26%. Среди крупных импортеров также можно отметить Бангладеш, Малайзию, Бельгию, Францию и Непал.

Еще одна перспективная страна для экспорта российских безалкогольных напитков — Саудовская Аравия. В 2021 году доля минеральной воды из РФ в импорте страны составила 0,2%, соки и сладкая вода не поставлялись. Рынок целевых для России продуктов также показывает положительную динамику, а импорт яблочного сока с 2016 по 2021 год вырос с 2млн до 8 млн долларов с прогнозируемым ростом до 32 млн долларов к 2030 году. Основные поставщики Саудовской Аравии — Кувейт, который ввозит около 40% всего объема яблочного сока и лимонада, и Франция, на которую приходится 38% объема импорта минеральной воды. Значительный вклад в импорт страны также вносят Австрия, Италия и Швейцария.

В Китае общий объем импорта яблочного сока, минеральной воды и лимонада в 2021 году составил 396 млн долларов, при этом доля российских напитков не превышала 1%. Основные поставщики — Франция, Таиланд и Испания. По прогнозам, к 2030 году объем импорта сока вырастет с 10 млн до 42 млн долларов с ежегодным приростом в 17%, а объем импорта лимонада вырастет с 244 млн до 4,6 млрд долларов с ежегодным приростом в 37%.

В работе панельной дискуссии также приняли участие руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов, генеральный директор Rusfair Group Валерий Кайгородов, президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков и другие российские и зарубежные эксперты.

«Золотая осень» традиционно представляет достижения агропромышленного комплекса, в том числе в сфере технологического и научного обеспечения. Дискуссионная площадка способствует укреплению межрегиональных связей, улучшению делового климата в сфере АПК и научно-технологической модернизации отрасли.


Справка:

Strategy Partners (АО «СПГ») — ведущий российский стратегический консультант, с 2010 года является дочерним обществом ПАО Сбербанк. Компания специализируется на услугах по разработке бизнес-стратегии и внедрению операционных улучшений для среднего и крупного бизнеса, государственных институтов в России и странах СНГ, реализует проекты в сфере цифровой трансформации компаний, отраслей, регионов и городов.

09.10.2023

Поделиться

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики