24 октября 2023 года в Москве прошел форум «Современные корма для аквакультуры: рынок, эффективность, тренды» — отраслевое мероприятие, объединяющее рыболовов, руководителей рыбхозов, собственников акваферм, поставщиков кормов, представителей заводов по производству кормов и экспертов по аквакультуре.
Участники форума обсудили технологические новинки и рыночные тренды отрасли, ассортимент отечественных и импортных кормов, особенности ценообразования, перспективы производства и другие актуальные темы.
Директор практики «АПК и потребительский сектор» Strategy Partners Екатерина Михалева выступила с докладом «Актуальная структура спроса/предложения рынка кормов для рыб и их ценовое прогнозирование» и рассказала, как изменилась ситуация на рынке после 2022 года.
Рынок кормов для лососевых рыб в России стабильно рос в течение последних 5–6 лет со средним темпом в 17% ежегодно. Спрос на комбикорма до 2022 года преимущественно покрывался за счет импортных поставок из Европы, но в первой половине 2022 года, после прекращения работы с Россией ведущих мировых брендов, количество поставок сократилось. Крупные импортеры, такие как Норвегия, все еще занимают существенную долю рынка, но изменения открывают окно возможностей для реализации кормов российских производителей.
В ближайшем будущем отечественные производители увеличат мощности и предложение кормов на рынке, это будет достигнуто за счет реализации и завершения уже начатых инвестиционных проектов по строительству и расширению новых производственных мощностей. Увеличение отечественного предложения позволит поддержать высокий темп роста потребления лососевых кормов. Также на рынке ожидается появление семи новых производителей, совокупная мощность которых может составить около 190 тыс. тонн в год к 2031 году, что обеспечит растущий спрос на российское производство.
На сегодняшний день качество производимых в России комбикормов для лососевых отстает от уровня мировых лидеров отрасли из-за меньшего опыта и устаревших рецептур. Для решения проблемы и повышения спроса на российские корма необходимо проработать новые рецептуры совместно с ВНИРО, а также реализовать долгосрочную программу для увеличения лояльности пользователей к товарам отечественных производителей.
Екатерина Михалева сделала акцент на росте импортных цен на комбикорма для лососевых рыб в первой половине 2023 года.
Резкий скачок произошел преимущественно из-за ослабления рубля, усложнения логистики и экстрамаржинальности на корма для продавцов и составил около 46%. К ключевым факторам ценообразования на российском рынке относятся: темпы роста товарной аквакультуры, цены на сырье, курс валюты и высокий уровень консолидации.
Так, существенно увеличивают импортную цену на комбикорма для лососевых рыб наценки дистрибьюторов — примерно в 1,5 раза. Если, например, импортная цена стартовых комбикормов составляет 190–265 руб. за кг, то на рынке они будут реализовываться по цене в 312–428 руб. за кг. Увеличение стоимости продукционных комбикормов составляет примерно 37%, с импортной цены в 147–189 руб. за кг до рыночной — 210–267 руб. за кг. В итоговую стоимость продукции входят таможенная пошлина и наценка дистрибьютора, который реализует товар конечным потребителям.
Одновременно с этим российские компании преимущественно производят продукционные корма для форели и реализуют их по цене на порядок ниже импортной (около 189 руб. за кг). К крупнейшим отечественным производителям можно отнести «АкваТех», Aquarex, Limkorm Pet Food, ГК «Карельские рыбные заводы» и Rusmodus-Feed.
По прогнозам Strategy Partners, средний темп роста цен на стартовые комбикорма для лососевых рыб к 2032 году составит примерно 5,9%, на продукционные — около 5,1%. Курс рубля непосредственно повлияет на структуру себестоимости: ослабление рубля увеличит экспорт, количество рыбной муки на российском рынке будет сокращаться, что приведет к уменьшению предложения и увеличению цен.
Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и
находить эффективные решения для достижения целей. На это работают
сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и
сотни реализованных проектов.
Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам
возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление
— Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и
действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и
входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и
консалтинг» по версии рейтинга RAEX.