Валерия Плотникова приняла участие во встрече «Аудит и консалтинг: тренды, прогнозы, итоги полугодия» на площадке «Коммерсанта»

Прошло полгода с момента ухода международных консалтинговых компаний с российского рынка. 31 августа на площадке «Коммерсанта» прошла встреча «Аудит и консалтинг: тренды, прогнозы, итоги полугодия» — партнеры ведущих российских консалтинговых компаний подвели итоги первого полугодия работы в новых реалиях. Участники мероприятия попытались найти ответы на вопросы, актуальные для всех представителей сферы аудиторских и консалтинговых услуг. Как повлиял на отрасль уход мировых компаний, как изменился спрос на услуги консультантов? И, главное, что ждет рынок консалтинга в ближайшем будущем — рост или сокращение?  

Привычный уклад, сложившийся на рынке стратегического консалтинга, поменялся кардинально. Обычно консультанты переживали происходящие изменения вместе с экономикой, но при этом сама структура сектора консультационных услуг оставалась устойчивой ко всем трансформациям. Но сейчас структурные изменения в экономике привели к тектоническим сдвигам на рынке: часть консалтинговых компаний покинула рынок, часть локализовалась и осталась работать в России под новыми брендами. Другая часть компаний, традиционно представляющих российский рынок консалтинга, адаптировалась к новым условиям и продолжила работать в России. 

Перспективы консалтинга в России и главные вызовы отрасли

Когда международные консалтинговые компании покинули российский рынок, работники сектора консультационных услуг столкнулись с рядом проблем. 

Закрытие доступа к международным экспертным знаниям и проектному опыту, отток интеллектуального капитала — те проблемы, которые лидеры отрасли считают  основными. Они могут негативно повлиять на развитие сектора в ближайшем будущем. «Еще недавно консалтинг был очень привлекательной отраслью для молодежи. Сегодня из-за невозможности построить международную карьеру в консалтинге эта привлекательность, скорее всего, снизится. Молодые специалисты все чаще будут становиться штатными консультантами  в крупных российских компаниях и работать в стартапах», — отметила Валерия Плотникова, управляющий партнер Strategy Partners.

Также в своем выступлении Валерия Плотникова оценила перспективы роста в сфере консалтинга:

«Рынок российского консалтинга будет расти. Произошедшие изменения сформировали новые точки роста для отрасли. Так, появился значительный спрос на операционный консалтинг, повысилась эффективность. Специалисты стали предлагать комплексные услуги, включающие в себя не только консалтинг, но и помощь в налоговой, юридической, инжиниринговой сферах. Также растет спрос на цифровую трансформацию. Кроме того, увеличить популярность консалтинговых услуг могут инвестиции в ниши, которые освобождают уходящие из России компании. Востребован консалтинг и в сделках M&A — поддержке ухода иностранного бизнеса из РФ».

Консультант нашего времени 

Изменения, которые произошли на рынке, сильно повлияли на спрос на услуги консультантов и ожидания от них. 

«В течение многих лет наши заказчики росли вместе с консультантами, но полгода назад для последних задали новую планку. Если раньше мы скорее рассказывали, как что-то нужно сделать, то сейчас консультанту необходимо на практике показывать, как должны работать предлагаемые изменения. Поэтому сегодня мы в Strategy Partners выбрали роль не просто советника, а партнера, который вместе с бизнесом проходит через крайне нестандартные ситуации. COVID-19 был всего лишь репетицией по сравнению с теми проблемами, с которыми сталкивается бизнес сейчас», — отметила Валерия Плотникова. Согласился с этим утверждением и партнер «Яков и Партнеры» (бывший McKinsey) Эдуард Черкин: «От консультанта теперь ждут другого. Сегодня бизнесу нужен тот, кто сможет взять на себя часть компетенций, собрать вокруг своего нетворка те ресурсы, которые помогут клиенту решать задачи. Нужен человек, который возьмет на себя часть риска и ответственности за результаты».

Какие услуги сегодня нужны бизнесу

Спрос на консалтинг меняется в новой повестке и следует за рынком, но в любом случае нужно актуализировать стратегии и браться за сложные проекты по трансформации бизнеса.

«Если экономика на подъеме, растет и количество  инвестиционных проектов, у консультантов больше работы с позитивной повесткой развития. Если происходит спад, все переезжают в полюс проблемных активов. Именно такую ситуацию мы сейчас наблюдаем. Увеличился спрос на Due Diligence, сопровождение сделок по выходу акционеров из бизнеса. Также мы видим рост спроса на актуализацию стратегий, анализ рынка, разработку планов быстрых тактических действий, которые сейчас необходимы для трансформации бизнеса», — отметила Валерия. 

Эдуард Черкин также подчеркнул, что для бизнеса становятся неактуальными стратегии на долгие периоды (5–7 лет). «Сегодня стратегии должны решать задачи горизонта 1–2 лет. Чтобы компании вышли из того шторма, в котором мы сейчас находимся, нужна не стратегия, а скорее тактика. Если говорить на языке спортсменов, нужна тактика быстрых поворотов, которая поможет выйти на длинный стратегический курс. Его бизнесменам только предстоит сформировать. При этом все больше российских предпринимателей понимает: сейчас можно подготовиться не только к региональной, но и к большой глобальной игре на международном рынке. Другими словами, сейчас нужны стратегии, позволяющие принимать решение и менять стратегию каждые 1–2 года, двигаясь при этом в правильном направлении».

Участники встречи отметили и позитивные тенденции. Так, в начале года, когда на рынке происходили резкие изменения, многие опасались, что — так же, как и в последние 10 лет кризиса, — рынок замедлится и уйдет тихую фазу, после которой будет медленно восстанавливаться. Но опасения по большей части не оправдались: сейчас на российском рынке консалтинга спрос растет достаточно быстро и резко.

При этом большой интерес проявляет не менеджмент — инициатива исходит напрямую от акционеров. Структурные изменения,  произошедшие в мире и экономике, в корне поменяли отношение к бизнесу у самих стейкхолдеров. Сегодня деловая повестка зависит от акционеров, которые не только ставят , но и сами глубоко погружаются в работу в работу.

Материал подготовлен на базе встречи «Аудит и консалтинг: тренды, прогнозы, итоги полугодия», организованной «Коммерсантом».


Справка:

Strategy Partners (АО «СПГ») — ведущий российский стратегический консультант, с 2010 года является дочерним обществом ПАО Сбербанк. Компания специализируется на услугах по разработке бизнес-стратегии и внедрению операционных улучшений для среднего и крупного бизнеса, государственных институтов в России и странах СНГ, реализует проекты в сфере цифровой трансформации компаний, отраслей, регионов и городов.

31.08.2022

Поделиться

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики