Потенциал развития лечебно-оздоровительного туризма обсудили на российском туристическом форуме «Путешествуй»

Елена Киселева, партнер Strategy Partners и руководитель практики «Недвижимость и развитие территорий», рассказала о новом инвестиционно-привлекательном формате на рынке санаторно-курортных услуг — клиниках превентивной медицины:

За рубежом клиники превентивной медицины и отели с услугами Medical Spa активно развиваются уже более 15 лет. Они предлагают размещение в живописной уединенной локации (например, в горах), обширный перечень процедур (чек-апы, детоксикацию, клеточное омоложение и др.) на базе высокотехнологичного оборудования и авторских методик оздоровления. В зарубежной практике акцент делают на уникальных технологиях, а не на курортных ресурсах (например, на источнике минеральных вод или грязей), поэтому расположение центров не является критичным фактором. 

В России сегмент клиник превентивной медицины только начинает формироваться, при этом уже можно отметить отдельные успешные проекты. Клиники «Кивач», «Первая линия», X-Clinic, несмотря на высокий средний чек (более 40–50 тыс. руб. в сутки на человека), востребованы рынком. Среднегодовая загрузка — 60–80%. 

В отличие от большинства зарубежных проектов такого формата, предлагающих клиентам камерность и уединение, некоторые российские объекты создают инфраструктуру для детей и проведения конференций, что расширяет их целевую аудиторию.

При этом общая инвестиционная активность в секторе лечебно-оздоровительного туризма пока сравнительно невысока (особенно в сравнении с гостиничным сегментом). На это влияют:

  1. более сложный и инвестиционно емкий (по сравнению с гостиничным) вид бизнеса, требующий наличия лицензий, технологий и высококвалифицированного персонала;
  2. недостаток квалифицированных кадров (включая линейный персонал, способный оказывать качественные лечебно-оздоровительные услуги);
  3. низкая PR-активность сектора в целом и отдельных объектов в сфере продвижения;
  4. ограниченные возможности для приобретения зарубежных технологий и обучения российских специалистов после начала СВО;
  5. ограниченное предложение профессиональных услуг по управлению объектами такого формата;
  6. высокие кредитные ставки (для небольших проектов, которые не могут в силу масштаба воспользоваться программой льготного кредитования в рамках ПП-141).

Справка:

Strategy Partners — команда консультантов № 1.

30 лет мы помогаем нашим Клиентам достигать поставленных целей и адаптироваться к изменениям. На это работают сильнейшие отраслевые команды.

Strategy Partners — дочерняя компания Сбера, а значит, на наших Клиентов работают возможности одного из крупнейших банков России и ведущих глобальных финансовых институтов.

Мы поддерживаем компании на любом этапе развития: анализируем рынки, создаем и внедряем стратегии, оптимизируем процессы и системы управления, готовим инвестиционные проекты к привлечению финансирования, сопровождаем сделки M&A и выход на IPO, внедряем цифровые решения и оказываем инжиниринговые услуги.

14.06.2024

Поделиться

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики