10 октября на площадке Общественной палаты РФ представлен аналитический отчет «Троллейбусный транспорт в России. Состояние и перспективы рынка», подготовленный Strategy Partners, Первой компанией транспортной инфраструктуры (ПКТИ) совместно с Российским университетом транспорта и Международной ассоциацией предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ).
В отчете приведен тщательный анализ всех типов городского транспорта. Согласно этому анализу, каждый вид транспорта, в зависимости от конкретных условий использования, имеет сферу наибольшей социально-экономической эффективности, в которой суммарные издержки для общества, включая эксплуатационные затраты, потенциальный урон от ДТП и экологический ущерб при организации перевозок, будут минимальными, в том числе в вариантах с увеличенным автономным ходом на участках, где еще не построили контактную сеть.
В 2022 году троллейбусные системы работают в 83 городах России. В стране зарегистрировано 81 троллейбусное предприятие. Россия остается «самой троллейбусной» страной мира — она лидирует и по числу городов, и по протяженности линий, и по количеству подвижных составов. По состоянию на 2022 год в эксплуатации находится около 9 000 км одиночного пути троллейбусных линий и 7 148 пассажирских троллейбусов. Троллейбусное движение присутствует в 40 из 50 крупнейших городов России, во многих из них являясь основным видом транспорта.
Примеры положительного опыта развития троллейбусного транспорта — города Севастополь, Чита, Ижевск, Тула, Саратов, Мурманск, Рубцовск, Химки. Так, в Чите в настоящее время строится новая троллейбусная линия (5,7 км одиночного пути), а в Саратове восстановлено движение троллейбусов по мосту через Волгу в Энгельс (9 км одиночного пути). В ряде городов высокий показатель роста парка троллейбусов с увеличенным автономным ходом.
Согласно отчету, одним из основных направлений развития общественного транспорта в городах должно стать постепенное замещение автобусного транспорта городским электрическим транспортом, что позволит достичь снижения расходов на транспортную работу.
Так, для городов с населением от 100 тыс. жителей это замещение позволит:
Андрей Шестопалов, управляющий партнер ПКТИ, комментируя подготовку отчета, выделил главные тренды в отношении троллейбусных систем, сложившихся на сегодняшний момент в городах России: «Один из основных трендов — вытеснение троллейбуса с городских улиц электробусами и газовыми автобусами. Текущая тенденция предпочтения электробусов и газовых автобусов троллейбусам базируется не на обоснованных экономическими расчетами и транспортным моделированием критериях, а на конъюнктурных соображениях, связанных с иррациональными решениями о полном отказе от троллейбусного сообщения в ряде городов РФ».
Эксперты оценили ущерб от закрытия трамвайного или троллейбусного движения в городе. Так, потеря городского имущества составит 10–40 млрд рублей, а стоимость транспортного обслуживания возрастет на 50–800 млн рублей в год.
Второй тренд — старение парка троллейбусов. Несмотря на то что программа обновления подвижного состава в составе национального проекта «Безопасные и качественные дороги» позволила повысить темпы обновления, доля парка за пределами нормативного 15-летнего срока службы все еще остается высокой и составляет 28%.
Александр Постников, партнер Strategy Partners, отметил, что основная задача транспортного планирования — снижение суммарных социально-экономических издержек при организации транспортного обслуживания, при этом общественный транспорт является наиболее эффективным инструментом достижения данной цели, полностью соответствующей национальным целям России. «Основание для подготовки данного материала — желание оказать содействие органам публичной власти РФ в формировании долгосрочной государственной и муниципальной политики в области развития пассажирского транспорта общего пользования за счет формирования каркасных систем городского электрического транспорта. Согласно справочной информации Минпромторга России, возможности производства троллейбусов в РФ до 2024 года могут составить чуть более 1 000 единиц в год. При этом на полное обновление парка троллейбусов потребуется 6–7 лет. В то же время для устойчивого функционирования производителей троллейбусов потребуются стабильные ежегодные заказы минимум на 500 единиц, что соответствует естественным темпам обновления подвижного состава за 15 лет. Необходимы вложения в НИОКР для разработки новых продуктов и моделей, создание надежной сети поставщиков комплектующих и другие мероприятия. Таким образом, обеспечение твердыми заказами от систем транспорта общего пользования по линии Минтранса России становится в долгосрочной перспективе вопросом промышленной политики Минпромторга и всего Правительства РФ во взаимодействии с органами региональной власти и местного самоуправления» — добавил Александр.
Ознакомиться с аналитическим отчетом можно по ссылке.
Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и находить эффективные решения для достижения целей. На это работают сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и сотни реализованных проектов.
Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление — Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и консалтинг» по версии рейтинга RAEX.
Стройте успешную карьеру, развивайте личный бренд и применяйте накопленный опыт в решении масштабных бизнес-задач, капитализируя свои навыки и знания.
Получите знания и опыт мирового уровня, построив карьеру в российской компании — лидере стратегического
консалтинга.
Примените экспертные знания, поделитесь нестандартным взглядом на привычные процессы, работая на проекте с командой экосистемы Сбера.