12 октября 2023

Чего хочет помолодевшая аудитория санаториев и что она может получить

3 октября в Москве на площадке 26-й международной выставки индустрии гостеприимства «ПИР Экспо» прошла кейс-сессия «Практики успешных здравниц. 100 действующих идей клиентоориентированности в реальных кейсах». Руководитель проектов практики «Недвижимость и инфраструктура» Strategy Partners Оксана Копылова приняла участие в мероприятии, представив доклад «Чего хочет помолодевшая аудитория санаториев и что она может получить?».

Оксана Копылова озвучила актуальную аналитику по санаторно-курортному рынку, которая показывает, что количество размещений в санаториях возвращается к допандемийным значениям. За 2022 год рост числа отдыхающих составил 12% по сравнению с 2021 годом, но загрузка санаториев до уровня 2019 года пока не восстановилась. Стоит отметить и продолжительность пребывания в санаториях, которая сократилась с 2017 по 2022 год с 13 до 11 дней. Средний чек отдыхающего вырост на 34% с 2019 года (до 2,5 тыс. руб. в 2022 году).

Чаще всего в санатории приезжают сбросить лишний вес, снять стресс, провести косметологические процедуры или комплексное обследование организма. Спрос на программы реабилитации после коронавируса и укрепление иммунитета вырос на 63% по сравнению с 2019 годом.

Средний возраст респондентов, которые рассматривают отдых в санатории, — от 25 до 40 лет. Чаще всего это люди с детьми или семьи с доходом не менее 75 тыс. руб. на человека. Доля респондентов старше 40 лет не превышает 10%. При выборе санатория подавляющее число потенциальных отдыхающих обращает внимание на отзывы и рейтинг, природу, наличие лечебных источников, медицинского оборудования и дополнительных развлечений.

По данным анализа Strategy Partners, молодая аудитория располагает более высоким бюджетом поездки и выбирает санатории от 4* и выше. Бюджет поездки, на который ориентируются молодые туристы, — от 3 до 15 тыс. руб. в день в зависимости от дохода, а продолжительность пребывания — от 6 до 14 дней и более. Также гости санаториев до 35 лет предпочли бы отдыхать летом и сочетать оздоровительные процедуры с отпуском на курортах Краснодарского края, Крыма, Кавказских Минеральных вод или Алтая.

Взрослые туристы ориентируются на более низкие бюджеты поездки — до 10 тыс. руб. в день на человека — и не придают большого значения звездности санатория. Предпчтительным временем для поездки является лето, но около трети респондентов рассматривает отдых и осенью. Регионы для санаторного отдыха, которые выбирают отдыхающие старше 35 лет, — Краснодарский край, Кавказские Минеральные Воды и Крым.

По количеству санаториев и доходам от них лидируют Краснодарский край, Ставропольский край и Республика Крым. По итогам 2021 года санаторно-курортные организации России получили доход в размере 166 млрд руб., из них учреждения Краснодарского края заработали 41,5 млрд руб., Ставропольского края — около 25 млрд руб., и чуть меньше Крым — примерно 21,5 млрд руб. В 2022 году общий доход санаторно-курортных организаций составил 195 млрд руб.

Главными проблемами санаторно-курортного рынка в РФ являются устаревший номерной фонд и оборудование, низкий уровень сервиса, недостаток высококвалифицированного персонала и высокая стоимость транспортной составляющей в санаторно-курортном пакете. Лучшие российские санатории имеют широкий спектр развлекательной инфраструктуры, но часто не имеют уникальных медицинских программ или оборудования.

Спрос на оздоровительные услуги в мире растет за счет увеличения количества хронических заболеваний, последствий COVID-19, а также общих трендов здорового образа жизни. 

В России значительное влияние на рынок санаторных услуг оказывают также развитие внутреннего туризма, государственные программы поддержки туристической отрасли и геополитическая обстановка.

Strategy Partners предлагает два сценария развития рынка санаторно-курортных услуг РФ: консервативный и оптимистичный. Консервативный сценарий предполагает дальнейший умеренный рост рынка за счет увеличения потока отдыхающих с сохранением среднегодового исторического темпа роста на уровне 6%. Оптимистичный сценарий прогнозирует рост рынка на 8% за счет увеличения потока отдыхающих и роста среднего чека.

Основными факторами развития рынка по оптимистичному сценарию являются рост покупательской способности, развитие инфраструктуры и сервиса в курортных регионах, изменение поведения потребителей, развитие рынка эстетической медицины и поддержка государства. При реализации всех этих факторов к 2025 году рынок санаторно-курортных услуг РФ может вырасти до 246 млрд руб. в год.

В работе кейс-сессии также приняли участие топ-менеджеры крупнейших санаториев и здравниц России, которые поделились уникальным опытом организации качественного отдыха и лечения, трансформации клиентского сервиса в гостиничном бизнесе и мотивации сотрудников.

«ПИР Экспо» — крупнейшее в России профессиональное мероприятие для специалистов индустрии HoReCa. Выставка ежегодно собирает ведущих производителей и поставщиков продукции, решений и услуг для предприятий индустрии гостеприимства.

Справка

Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и находить эффективные решения для достижения целей. На это работают сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и сотни реализованных проектов.

Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление — Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и консалтинг» по версии рейтинга RAEX.

Поделиться:

Получить консультацию