03 сентября 2025

Как привлечь инвестиции для бизнес-проекта

Инвестиции — ключевой инструмент развития бизнеса. Привлечение внешнего финансирования дает новые возможности как малым предприятиям, так и крупным организациям: стартапам позволяет разработать продукт и выйти на рынок, среднему бизнесу — масштабироваться или открыть дополнительное направление, состоявшимся компаниям — увеличить прибыль и нарастить долю рынка.

Основное внимание инвесторов в России привлекают проекты в области искусственного интеллекта — инновационные инструменты для улучшения процессов и повышения эффективности, а также технологии для медицинской отрасли, туризма, промышленности и HR.

Предпринимателям стоит задуматься о привлечении инвестиций:

  • при недостатке собственного капитала;
  • при расширении бизнеса или ускорении темпов роста;
  • при запуске и реализации инновационных проектов;
  • при покупке активов.

Где искать источники финансирования

Есть два основных вида инвестиций: долевое инвестирование, когда инвесторы приобретают долю в компании, становясь совладельцами, и долговое финансирование, в рамках которого предприятие получает заем, обязуясь вернуть сумму с процентами.

Финансировать проект вправе как физическое, так и юридическое лицо, кредитная организация, субъекты РФ, а также государство и государственные организации. Возможности получения инвестиций зависят от стадии развития компании: чем крупнее бизнес по объему и прибыли, тем больше вариантов будет доступно — и наоборот. При вложении средств в молодое предприятие или стартап риски выше, и финансовые партнеры хотят получить большую доходность.

Варианты инвесторов для крупных предприятий:

  • инвестиционные фонды, которые покупают долю в компании, а затем продают ее по более высокой оценке, например во время IPO;
  • стратегические инвесторы, приобретающие большую долю акций, чтобы влиять на стратегию и операционную деятельность компании и получить долгосрочный экономический эффект;
  • банки, предоставляющие деньги на определенный срок с четким графиком погашения, при этом тщательно проверяющие платежеспособность компании.

Варианты получения инвестиций для стартапов:

  • венчурные фонды — инвестируют в высокорискованные проекты с потенциалом быстрого роста, как правило, инновационные технологические предприятия;
  • бизнес-ангелы или частные инвесторы — физические лица, готовые поддержать молодой бизнес на разных условиях;
  • корпоративные акселераторы — вкладывают средства в перспективные стартапы или продукты для формирования дальнейшего сотрудничества;
  • государственные гранты и субсидии — предлагают безвозмездные или частично возвратные средства для поддержки предпринимателей, малого бизнеса, социально значимых инициатив, инноваций, научных исследований и других сфер.

Искать финансового партнера важно на разных площадках — от близкого круга друзей и знакомых до инвестиционных площадок, сайтов для предпринимателей, каталогов инвесторов России, бизнес-инкубаторов и офлайн-встреч.

Инвестиционное предложение

Главная цель инвестора — получить прибыль. Частные инвесторы проектов, коммерческие организации и банки должны понимать потенциал бизнеса, его рентабельность и возможности масштабирования. Компаниям, претендующим на получение финансирования, необходимо подготовить профессиональное и детализированное предложение для возможных кредиторов, чтобы увеличить вероятность положительного отклика. 

Что показать инвестору

  • перспективы проекта, дорожную карту и план работы в продуманной визуализации — диаграммах, графиках;
  • текущий баланс и отчеты о прибыли и убытках;
  • информацию о клиентской базе или уже запущенных продажах для подтверждения платежеспособного спроса;
  • объем рынка, перспективы отрасли, тренды и отличия от конкурентов;
  • размер прибыли инвестора.

Инвестиционное предложение должно заинтересовать потенциального партнера и привести к новой встрече. Важно не перегружать презентацию и донести информацию четко и лаконично, без запутанных формулировок и обещаний.

Типичные ошибки

Небольшой опыт предпринимателей часто осложняет поиск финансирования из-за недостаточно глубокого понимания отрасли и аудитории. Сотрудничеству также мешают нереалистичные прогнозы продаж и выручки со стороны владельца бизнеса. Кроме того, во время согласования юридических аспектов соглашения необходимо тщательно контролировать процесс или привлекать эксперта для составления и проверки документов.

Эксперты Strategy Partners сопровождают клиентов на разных этапах жизненного цикла проекта для привлечения необходимого объема финансирования. Консультанты помогут оценить состояние бизнеса, адаптировать его под запросы инвесторов, подготовить финансовую модель и презентационные материалы. Профессиональное представление и способность показать реальную ценность бизнеса — ключевые составляющие успешного заключения сделки и реализации инициативы.

Справка

Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и находить эффективные решения для достижения целей. На это работают сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и сотни реализованных проектов.

Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление — Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и консалтинг» по версии рейтинга RAEX.

Поделиться:

Получить консультацию