06 февраля 2025

Как развивается рынок городского электротранспорта

Скачать

Представили четвертый аналитический отчет «Подвижной состав городского электрического транспорта в РФ», подготовленный Российской академией транспорта, Российским университетом транспорта, Международной ассоциацией предприятий городского электрического транспорта, Первой компанией транспортной инфраструктуры и ведущей российской консалтинговой компанией Strategy Partners. Эксперты изучили российский парк электротранспорта, сопутствующую инфраструктуру и определили потенциал развития направления.

Рынок троллейбусов в период с 2010 по 2024 год развивался достаточно динамично: объемы поставок в РФ в натуральном выражении выросли в 1,7 раза — с 362 до 619 машин в год. За последние три года рост оказался беспрецедентным — после «плато» на уровне 320–360 машин промышленность показала резкий скачок до 772 единиц в 2023 году и 619 за 10 месяцев 2024 года.

Новый стимул спроса на троллейбусную технику в последние годы был создан за счет развития технологий автономного движения. Они позволяют расширять маршрутную сеть без строительства линейной инфраструктуры с помощью тяговых аккумуляторных батарей.

Потенциал рынка обновления подвижного состава с учетом новых территорий— 5 847 единиц. Для обеспечения нормативных 85% к 2030 году необходимо обеспечивать выпуск и обновление 994 машин в год.

Лидер рынка — машиностроительный завод «Транс-Альфа». За ним идут: УТТЗ, «Белкоммунмаш», ПК ТС, «Синара», МАЗ.

Количество игроков в перспективе может увеличиться до восьми. Это усилит конкуренцию и, возможно, приведет к уходу некоторых компаний до 2030 года.

На рынке трамвайных систем до 2016 года наблюдалась стагнация. В период 2010–2012 годов все регионы России приобретали чуть больше 80 единиц подвижного состава в год. За почти двукратным подъемом в 2013–2014 годах последовал катастрофический провал в 2015 году — всего 64 вагона всех типов по всей стране.

С 2016 года тенденция роста возобновилась и продлилась до 2024 года. Среднегодовой прирост объемов приобретаемого подвижного состава — 37 вагонов. Более 80% поставок обеспечивают две компании: лидер рынка ООО «ПК ТС» — 51,6% вагонов (1125 шт.) и УКВЗ — 29,6% (645 шт.).

Для достижения целей проекта «Развитие общественного транспорта» к 2030 году необходимо обновлять 742 трамвая ежегодно.

Ожидается, что в 2025 году рынок подвижного состава ГНЭТ начнет снижаться — по прогнозам, будет реализовано около 400 троллейбусов и 253 трамвая.

«В условиях текущих ограничений финансирования проектов, санкционного давления, дефицита кадров и высокой потребности в обновлении подвижного состава необходимо обеспечить всестороннее развитие электрического транспорта и начинать работу уже сегодня.

 

Отраслевым предприятиям важно сконцентрироваться на повышении производительности труда, снижении издержек и увеличении вложений в НИОКР. Они также должны предлагать компаниям, эксплуатирующим подвижной состав ГНЭТ, и органам власти новые сервисы и доступ к финансированию локальных проектов развития, повышающих качество транспортного обслуживания населения.

 

Со стороны государственного регулирования необходимо закрепить ответственность региональных и муниципальных властей за неэффективное использование ГНЭТ, отсутствие планов по поддержанию и развитию техники, а также за моральное и физическое ухудшение имеющейся инфраструктуры. Отбор проектов развития пассажирского транспорта общего пользования должен производиться на основе большего социально-экономического эффекта. При этом следует учитывать не только стоимость подвижного состава, но и возможность обеспечения его качественного сервиса и величину эксплуатационных расходов», — отмечает Александр Постников, партнер практики «Промышленность и технологии» Strategy Partners.

Скачать

Справка

Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и находить эффективные решения для достижения целей. На это работают сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и сотни реализованных проектов.

Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление — Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и консалтинг» по версии рейтинга RAEX.

Поделиться:

Получить консультацию