В начале июня прошла конференция «Растительные полимеры — новая нефть», на которой эксперты обсудили перспективы отрасли в условиях экономических и технологических изменений, направления антикризисного развития, импортозамещение и экспорт в новых реалиях.
В рамках сессии «Сектор сырьевых ресурсов и механические свойства бумажной упаковки» партнер Strategy Partners Павел Билибин рассказал о новых импортозамещающих технологиях — материале из растворимой целлюлозы Lyocell.
История появления материала Lyocell связана с разработкой в 1968 году нового органического растворителя на фоне ужесточения экологических требований к целлюлозным производствам. В 1979 году компания Akzona Inc. получила первые целлюлозные волокна из оксида амина. Спустя десять лет этой новой разновидности волокон присвоили название Lyocell, а уже в 1992 году США и Великобритания запустили первые полномасштабные производства. Технология перестала быть уникальной совсем недавно в связи с открытием прав на производство продукта, и изготавливать его стали в том числе в Индии и Китае.
Lyocell — волокно, схожее с вискозой, но гораздо более экологичное, в чем заключается его принципиальное отличие. Для его производства используется N-метилморфолин, который полностью извлекается в технологическом процессе, что делает Lyocell биоразлагаемым. Продвинутые замкнутые циклы производства растворимой целлюлозы позволяют минимизировать вредные выбросы, поэтому Lyocell является самым экологически чистым материалом на сегодняшний день. Срок его разложения — примерно восемь недель против 20–200 лет для синтетических волокон.
Он также выигрывает по ряду других пользовательских характеристик как у вискозы, так и у других аналогов за счет влагопоглощения, отсутствия складок, эластичности, охлаждающей способности и гипоаллергенности. Его применение достаточно широко —от домашнего текстиля и одежды до медицинских изделий и сеток для офсетной печати. Также его использование в качестве наполнителя набирает популярность в товарах для сна.
Основной недостаток Lyocell на сегодняшний день – это высокая стоимость производства волокна, но есть надежда, что в ближайшее время новые технологии позволят снизить цену.
Мировой рынок волокон составляет 113 млн тонн с потенциалом роста до 156 млн к 2030 году. Сегодня Lyocell — нишевый продукт, его доля составляет 6,5 млн тонн в год, но мировой спрос на волокно из растворимой целлюлозы растет наиболее быстрыми темпами среди всех видов сырья для производства текстиля. Основными потребителями ткани из Lyocell являются Inditex, Hennes&MauritzAB, Lindex Fashion Company, C&A и другие.
Крупнейший производитель Lyocell — компания Lenzing, которая имеет собственную сеть поставок сырья с заводами в Чехии и США. Но Lenzing догоняют производства в Индии и Китае. Китайцы в свою очередь уже обладают технологией и производят оборудование для производства волокна. У крупных компаний есть собственная цепочка поставок от растворимой целлюлозы до выпуска волокон.
Потребность российского рынка в лиоцелле оценивается как минимум в 93–96 тыс. тонн в год. Основным импортером в РФ является компания Lenzing, и по данным на 2020 год, стоимость импорта составила 326,2 млн долларов.
В будущем ожидается существенное увеличение спроса на Lyocell, что означает целесообразность строительства производств, в том числе в РФ. По прогнозам Strategy Partners, объемы производства увеличатся с 600 тыс. тонн в 2022 году до 1,3 млн тонн в 2030 году. По мере развития технологий и снижения удельной себестоимости Lyocell может занять не менее половины рынка химических волокон.
Павел Билибин, партнер Strategy Partners:
«В России обязательно должны появляться новые продукты. Те продукты, которые ранее не производились, но потреблялись и импортировались. Единственная проблема с точки зрения Lyocell — отсутствие локализованного производства растворимой целлюлозы. Было несколько проектов, но пока ничего из них не реализовано в связи с ограничением по технологиям и поставщикам оборудования. И как быстро у нас реализуется строительство производства по растворимой целлюлозе, сказать сложно, но очень хотелось бы увидеть производство такого рода волокна в ближайшем будущем».
Конференция «Растительные полимеры — новая нефть» прошла в рамках 27-й международной выставки упаковочной индустрии RosUpack 2023 и Экспозиции оборудования, сырья и материалов для ЦБП. Организаторами мероприятия выступили СРО Ассоциация «Лига ПМ» совместно с ООО «Центр системных решений» при поддержке стратегического партнера отраслевой экосистемы «Лига ЛПК» — ПАО Сбербанк.
Посмотреть видео выступления можно по ссылке
Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и
находить эффективные решения для достижения целей. На это работают
сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и
сотни реализованных проектов.
Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам
возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление
— Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и
действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и
входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и
консалтинг» по версии рейтинга RAEX.