12 июля в рамках выставки «ИННОПРОМ» в г. Екатеринбурге состоялась панельная дискуссия Сбера на тему «Цифровизация модели продаж металлургических компаний». Представители банка и крупнейшие клиенты металлургических компаний обсудили перспективы развития маркетплейсов.
Все крупные игроки рынка идут в цифровые каналы продаж и тестируют различные форматы — от собственных интернет-магазинов до B2B-платформ.
Маркетплейсы — неизбежны, они значительно оптимизирует работу закупок и продаж металлотрейдеров. Цены на металлы достаточно волатильны, и возможность узнать стоимость и купить товар по лучшей цене обеспечивает нишевым металлургическим маркетплейсам значительные точки роста.
При этом стоит отметить, что B2B e-commerce в отрасли достаточно специфичен в части сервиса, логистики и ERP-систем. От онлайн-площадок ждут возможность не только реализации или приобретения материалов, но и получения на одной платформе дополнительных услуг и сервисов: факторинг, логистика, рассрочка, кредиты, консалтинг, программы лояльности и т. п. Так компании могут совершенствовать цепочки поставок и программы закупок, используя возможности Big Data, расширенную аналитику и другие возможности электронной коммерции.
На мировом металлургическом рынке есть успешные примеры e-commerce-платформ. Один из них — китайский Zhaogang, созданный в 2012 году. Маркетплейс занял более 40% китайского рынка онлайн-торговли сталью и позволил заводам взаимодействовать напрямую с конечным потребителем.
Что касается интернет-магазинов крупных российских игроков, то с 2019 года практически все крупные металлургические компании открыли интернет-магазины и развивают маркетплейсы.
Среди текущих вызовов для развития e-commerce в металлургии — управление сложными запасами и данными, сложности в логистике и доставке, проблемы адаптации аудитории под новый формат и волатильность цен.
Валерия Плотникова, управляющий партнер Strategy Partners:
«Маркетплейсы и цифровые экосистемы могут стать ключевыми направлениями развития в электронной коммерции. Обрастая дополнительными услугами, открытые платформы определяют будущее торговли металлами. Следующим шагом в развитии цифровых каналов e-commerce в отрасли могут стать умные контракты и блокчейн, персонализированное производство, умные склады, омниканальная продажа и создание виртуальных шоурумов».
Онлайн-опрос аудитории сессии, касающийся следующих шагов в развитии сферы электронной коммерции в металлургии в ближайшие 1–2 года, показал следующие приоритеты: скорость (взаимодействия доставки и пр.), искусственный интеллект в логистике, продажа сопутствующих товаров, распознавание больших заявок (в том числе голосовое; опять же здесь аргумент в пользу скорости).
Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и
находить эффективные решения для достижения целей. На это работают
сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и
сотни реализованных проектов.
Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам
возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление
— Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и
действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и
входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и
консалтинг» по версии рейтинга RAEX.