Новые экономические сложности стали очередным испытанием на прочность для всей строительной отрасли и показали, кто может адаптироваться к новым реалиям, а кто вынужден сойти с дистанции. Для продолжения реализации инвестиционно-строительных проектов в текущих условиях требуется быстрый поиск новых возможностей и решений, новых партнеров, новых подходов к управлению стоимостью и сроками строительства.
Россия — страна с большим опытом в строительстве, в плановой экономике. Так исторически сложилось, что государство выступает основным заказчиком, и это наложило свой отпечаток на выбор методов определения цены.
Основным методом для определения цены сегодня является проектно-сметный метод, потому что он используется в госстройке. Проектно-сметный метод состоит из следующих этапов:
«Такой метод имеет существенные минусы, среди которых отсутствие гибкости: сметы по стадии П используют только для определения цены — строить по ним, как правило, невозможно. Если для госстройки сегодня это единственно возможный вариант, то для частной стройки такой метод обречен на провал», — отмечает Михаил Ермилов.
Какой метод определения цены для частного инвестиционного проекта наиболее эффективный?
«Выбор зависит от того, как мы планируем вести стройку. Когда цена контракта твердая, успешно довести до ввода с установленной ценой можно только при следующих условиях:
При соблюдении всех условий фиксированная цена работает.
В противном случае мы столкнемся с тем, что если в процессе реализации стройки придется поменять проектное решение или поставщика в случае ограничения санкциями доставки, то смету нужно будет переделывать, так как бюджет должен быть актуален — это парадигма, с которой мы живем».
Если говорить о методе компенсации затрат, где нет твердой цены, а есть только цена за работы, то здесь все хорошо работает, если мы доверяем подрядчику. Но, к сожалению, так сложилось, что взаимоотношения заказчика и подрядчика в России строятся на взаимном недоверии. Все боятся того, что подрядчик будет открыто показывать свои трудозатраты, но в случае закупки материалов и оборудования будет закладывать свою дополнительную маржу, что приведет к росту бюджета.
В текущих реалиях Openbook может стать для частной инвестиционной стройки необходимостью. Конечно, это звучит страшно, потому что госкомпании так не строят. Но сегодня, когда бюджет будет расти у всех, при выборе твердой цены контракта придется каждый раз переделывать сметы, особенно в части поставок. И это будет большая проблема. Если мы в текущих реалиях хотим строить, нужно обратить внимание на Openbook. И если добавить к Openbook расширенное банковское сопровождение, то мы получим гарант успеха.
Банковское сопровождение подразумевает, что все участники стройки открывают счета в одном банке, проходят через его надзор. И банк контролирует платежи и контрагентов. В таком случае рост бюджета всегда будет обоснован, потому что деньги идут напрямую поставщикам. Так снимается риск неконтролируемого роста поставок.
«Сочетание Openbook с банковским сопровождением на текущую перспективу — единственное успешное решение, пока мы не сможем вернуться к твердым ценам», — добавил эксперт.
Пример определения цены смешанного типа для частного инвестиционного проекта, практика «Инжиниринг», Strategy Partners
Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и
находить эффективные решения для достижения целей. На это работают
сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и
сотни реализованных проектов.
Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам
возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление
— Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и
действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и
входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и
консалтинг» по версии рейтинга RAEX.