16 октября 2023

Создание единой бизнес-экосистемы поставщиков для туристического кластера поможет развитию местного частного бизнеса

14 октября в Каспийске в 5-й раз прошел туристический форум «Открытый Дагестан — 2023». Площадка ежегодно собирает представителей органов государственной и муниципальной власти, предпринимателей и ведущих экспертов туристской отрасли. Ключевыми темами форума стали привлечение инвестиций, развитие кадрового потенциала отрасли и различных видов туризма (промышленного, сельского, автомобильного и других).

Глава экспертного направления Strategy Partners Сергей Лозинский принял участие в форсайт-сессии «От мастер-плана к проектной экономике», участники которой обсудили предложения Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан по созданию бизнес-экосистемы поставщиков для туристического кластера.

Цели создания такой бизнес-экосистемы следующие:

1) помочь местному бизнесу увеличить продажи;

2) помочь инвесторам и предпринимателям в туристическом секторе быстрее и по возможности выгоднее запустить свои инвестпроекты.

Однако эти цели могут противоречить друг другу. Более того, возникают следующие риски:

  • «навязывание помощи и ограничение поставок извне»;
  • «снижение конкуренции и требований к местным поставщикам».

Проблема состоит еще и в том, что, как отмечали выступавшие, даже крупные проекты в сфере туризма, будучи единичными, генерируют не очень большой объем закупок, этого не хватит для крупного серийного производства. А мелкие поставщики неспособны обеспечить бесперебойность и высокое качество требуемого объема поставок.

Поэтому в плане развития местных поставщиков целесообразнее сконцентрироваться на наиболее успешных товарах и услугах и уже их поставлять в расчете на весь российский рынок или по крайней мере его значительную часть.

Тем не менее в такой бизнес-экосистеме есть смысл при определенных условиях:

  1. В ее основе находится, по сути, база данных по местным продуктам. На этой базе должны быть сделаны разные надстройки в зависимости от типа проекта и инвестора. Для крупных проектов профессиональных игроков рынка (например, крупные гостиницы и резорт-отели сетевого формата) — это прежде всего возможность снабжения местными продуктами и изделиями народных промыслов. Для проектов меньшего масштаба — более широкий спектр решений. Наконец, для тех, кто только стартует в сфере туристического бизнеса, — комплексная поддержка, включающая готовые решения по туробъектам.
  2. Такая система должна, помимо информационной поддержки, иметь еще и инфраструктуру — логистические центры, «базы», особенно в удаленных районах, обеспечивающих комплектацию турбизнеса необходимой продукцией и расходными материалами, включая мебель, посуду, постельные принадлежности, спортинвентарь, профессиональные хозяйственно-бытовые товары для гостиниц и т. п. Также на этих базах могут накапливаться и группироваться поставки от микробизнеса.

  3. Параллельно необходимо проводить активную цифровизацию всей отрасли туризма в республике.

Глава экспертного направления Strategy Partners Сергей Лозинский:

В идеале на базе этой бизнес-экосистемы должны возникнуть своего рода «цифровые кооперативы» для комплексного развития сектора — от комплектации и снабжения, в т. ч. труднодоступных территорий, до совместного развития перспективных, но рискованных туристических направлений, которые могут быть планово-убыточными в течение нескольких лет, но которые необходимы для «раскачки» маршрута. Затем они могут начать приносить прибыль.

Форум «Открытый Дагестан — 2023» прошел в соответствии с целями нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», который предполагает развитие туристической инфраструктуры и увеличение количества путешествий по России к 2030 году до 140 млн в год.

Справка

Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и находить эффективные решения для достижения целей. На это работают сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и сотни реализованных проектов.

Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление — Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и консалтинг» по версии рейтинга RAEX.

Поделиться:

Получить консультацию