11 апреля 2023

Уход зарубежных поставщиков поменял рынок посадочного материала форели в России

11–12 мая 2023 года в Архангельске состоялась Международная конференция по биоресурсам и рыболовству в Арктике. Главной целью встречи было обсуждение эффективных механизмов развития рыбохозяйственного комплекса Арктического региона и мер по сохранению экосистемы в высоких широтах.

Спикером конференции выступила директор практики «АПК» Strategy Partners Екатерина Михалева, которая представила доклад о перспективах развития рынка посадочного материала форели в России.

В начале выступления Екатерина озвучила цифры общего потребления форели в России, которое составило 108 тыс. тонн за 2022 год. При этом, если по итогам санкций импорт лосося резко сократился, то импорт форели показал стабильный рост (с 17 до 58 тыс. тонн в 2022 году), т. е. практически половина потребляемой на сегодняшний день продукции — импортная. Ключевыми импортерами являются Турция и Армения, небольшие объемы также идут из Чили и Кыргызстана.

Российский рынок охлажденной форели как конечного продукта, в котором используется посадочный материал, также стабильно и значительно растет. С 2018 года совокупный среднегодовой темп роста выращивания форели в России составляет примерно 19%. Импорт тоже растет, и, чтобы его замещать и постепенно отодвигать иностранных поставщиков с российского рынка, необходимо развивать отечественное производство и поставки отечественных производителей.

Основные факторы, которые на сегодняшний день сдерживают развитие рынка охлажденной форели, — дефицит посадочного материала и недостаток качественных кормов, которые в основном поставлялись и сейчас все еще поставляются из-за рубежа. Однако внутреннее производство посадочного материала в России стабильно растет.
По итогам 2022 года объем рынка составил 31,6% (3,6 млрд руб. в 2022 году против 1,2 млрд руб. в 2018 году). Динамика импорта, напротив, падает. За прошедший год поставки составили 4,3 млн штук посадочного материала от основных импортеров — Финляндии и Норвегии, а после 2022 года ожидается, что данных поставок импорта не будет.

Сегодня прослеживается несколько сценариев развития рынка посадочного материала радужной форели в России. Помимо дефицита самого материала, на рынок также влияют увеличение мощностей крупнейших производителей, уход зарубежных поставщиков и изменение цепочек поставок, а также высокая зависимость от импортной икры и кормов.

Екатерина Михалева, директор практики «АПК» Strategy Partners:

«Сейчас активно строятся и реализуются отечественные инвестпроекты. Если суммировать все проекты в разных стадиях реализации, то получится примерно 39 млн штук посадочного материала. Консервативный сценарий предполагает проблемы, связанные с недоступностью кормов в полном объеме и с недоступностью икры, потому что не все текущие проекты имеют собственные селекционно-генетические центры. Для российского производителя следующим этапом расширения рынка посадочного материала будет развитие селекции, чтобы икра была не импортная, а собственного производства, как и корма. Соответственно, рынок, скорее всего, пойдет по оптимистичному сценарию, поскольку 39 млн штук посадочного материала дадут прирост рынка до 195 млн штук, что позволит выделить хозяйствам посадочный материал для выращивания охлажденной и свежей форели».

По итогам доклада эксперты обсудили, за счет чего произошел такой стремительный рост рынка посадочного материала, какие вложения требуются, чтобы справиться с дефицитом, и чего не хватает крупным инвесторам.

Конференция по биоресурсам и рыболовству состоялась в рамках плана мероприятий председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021–2023 гг. Участники провели восемь дискуссий в формате круглых столов и семинаров, а также семинар по развитию аквакультуры в России.

Трансляцию сессии можно посмотреть по ссылке

Справка

Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и находить эффективные решения для достижения целей. На это работают сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и сотни реализованных проектов.

Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление — Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и консалтинг» по версии рейтинга RAEX.

Поделиться:

Получить консультацию