Легкая промышленность: от проблем к возможностям

Легкая промышленность — сектор российской экономики, объединяющий сразу несколько отраслей: текстильную, швейную, кожевенную, меховую, обувную. Все эти отрасли задействованы в производстве важнейших на внутреннем и внешнем рынках товаров.

Тема будущего легкой промышленности России стала особенно актуальной в 2022 году, после ухода зарубежных брендов с российского рынка (почти 50% из них относятся к одежному ретейлу). Перед отраслью крайне остро встал вопрос о важности развития собственного производства. 

Исторически развитие российского легпрома сдерживали 5 ключевых проблем:

  1. Сложность реализации эффекта масштаба, затрудняющая снижение себестоимости.
  2. Недостаток эффективного оборудования — менее 40% парка находится в эксплуатации меньше 10 лет.
  3. Высокая зависимость от импортного сырья: до 95% материалов импортируется — это касается как натуральных, так и синтетических тканей.
  4. Недостаточные меры поддержки, так как основные преференции сконцентрированы в области госзаказа, гособоронзаказа, но большинство производителей не имеет к ним доступа.
  5. Теневой импорт оценивается в 500–700 млрд рублей и может превышать все российское производство.

С февраля 2022 года к перечню ключевых проблем добавились новые сложности. Так, расчеты в долларах, евро и других свободно конвертируемых валютах теперь существенно ограничены, что вызывает необходимость пользоваться иными валютами во время расчета. Возникли проблемы в логистике: ряд маршрутов закрылся в принципе, а другие сильно перегружены. На фоне массового ухода иностранных брендов остановился или усложнился импорт технологического оборудования и специальных химических средств, необходимых для производства. 

От проблем к возможностям 

Из-за сложности реализации эффекта масштаба возникла проблема снижения себестоимости производства. Сегодня увеличение объемов производства — самый очевидный и действенный способ снизить себестоимость продукции. В стране работает более 14 тысяч компаний легкой промышленности, однако их доля в потреблении составляет лишь 20%. Это не позволяет добиться снижения себестоимости производства, чтобы успешно конкурировать с компаниями из стран Азии, которые поставляют дешевую продукцию в больших объемах.

Структура розничного рынка товаров легпрома

Уход международных брендов освобождает ниши для реализации эффекта масштаба

О полном уходе из РФ объявили H&M Group, Nike, Levi’s, Victoria's Secret, Uniqlo и другие компании. Reebok продала свою долю в России турецкому холдингу. Польская LPP (бренды Reserved, Cropp) передала российское подразделение в собственность компании из ОАЭ. Многие магазины иностранных брендов попросту остаются закрытыми. Их дальнейшая судьба в РФ до сих пор неизвестна.

Ушедшие из России бренды

В результате освободились ниши онлайн-продаж одежды, обуви и аксессуаров. Также стало меньше конкурентов у внутренних производителей одежды: как в масс-маркете, так и в премиум-сегменте. В России есть бренды, которые могут наладить производство товаров отдельных категорий и занять некоторую часть освободившихся площадей.

Развитие новой крупной сети — это вопрос нескольких лет. В России уже есть специалисты и дизайнеры международного уровня. Сейчас необходимы инвесторы и консолидация производства. 

Недостаток эффективного оборудования

Оборудование для текстильной промышленности на 90% импортное, а современным требованиям отвечает не более 37% технологического парка. Инвестиции в обновление основного капитала не превышают 5–7% выручки от производства.  Проблемой остается отсутствие качественного отечественного оборудования.

Как можно преодолеть отсутствие отечественного оборудования для производства?

Во-первых, Центробанк быстро снижает ключевую ставку, чтобы уменьшить стоимость кредитования.

Во-вторых, сильный курс рубля удешевляет импорт оборудования.

В-третьих, существенная часть оборудования поставляется из стран, которые не ввели ограничения.

Высокая зависимость от импортного сырья

Отечественные ткани в основном производятся из импортного сырья. Это делает отрасль зависимой от иностранных поставщиков, высокой волатильности курса рубля, сложной логистики и ограничений в платежных механизмах.

Высокая зависимость от импорта обусловлена тем, что хлопок в России не выращивают из-за неподходящих климатических условий, а посевы льна составляют менее 53 тыс. га. Также нет эффективного производства вискозных волокон.

Сегодня укрепившийся рубль позволяет инвестировать в сырьевую базу: например, в совместные предприятия в Узбекистане. Снижение процентных ставок и профицит лесосырья создают хорошие условия для строительства ЦБК с фокусом на растворимой целлюлозе — вискозных волокнах.

Сбербанк и Ассоциация текстильных предприятий Узбекистана подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны намерены определить механизмы финансирования, проработать возможности для реализации инвестиционных проектов, создавать совместные производства и схемы поставок сырья и готовой продукции.

Создание отечественного производства вискозной целлюлозы поможет обеспечить сырьем российский легпром. В настоящее время несколько проектов из этой сферы уже находятся на стадии обсуждения. 

Недостаточные меры поддержки

Финансовая поддержка в виде субсидирования процентных ставок может быть эффективной. Однако эта мера поддержки не сможет охватить всю отрасль.

Это связано с тем, что в легпроме очень много маленьких производств. В результате в выгодной позиции оказываются компании, работающие в сфере гособоронзаказа и производства специальной экипировки, тогда как предприятия, сосредоточенные на потребительском сегменте, получают недостаточно поддержки.

Лидеры легпрома видят возможности в укрупнении отрасли через консолидацию и разработку адресных региональных программ с мерами поддержки федерального уровня.

Большая часть мер поддержки легкой промышленности была пролонгирована на 2023 год. В перечень мер вошли финансовая, регуляторная помощь, а также содействие в продвижении. 

Меры финансовой поддержки для отрасли:

  • субсидирование части затрат на обслуживание кредитов;
  • субсидирование затрат на производство пряжи и смесовой ткани с содержанием льна;
  • займы ФРП;
  • механизм льготного лизинга;
  • корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК). 

Регуляторные меры:

  • меры таможенно-тарифного регулирования;
  • создание системы маркировки товаров.

Помощь в продвижении:

  • бизнес-миссии;
  • семинары для экспертов;
  • участие в конгрессно-выставочных мероприятиях.

Теневой импорт

Теневой импорт продукции легкой промышленности достигает 500–700 млрд рублей в год и занимает существенную часть внутреннего рынка.

Более 40% россиян выбирает контрафакт из-за низкой цены. Нелегально ввезенная продукция, как оригинальная, так и поддельная, избавлена от налогов, а потому привлекательна. Согласно оценкам экспертов, в России налоговая нагрузка на предприятия на 15% выше, чем в странах Евросоюза. 

Кратное снижение туристических потоков уменьшает теневой импорт. Уход международных брендов освобождает ниши — благодаря этому можно нарастить объемы производства и снизить себестоимость. Временное (на 1–2 года) снижение налоговой нагрузки на легкую промышленность может послужить стимулом для импортозамещения. 

Как избежать теневого импорта?

Вероятно, решить проблему теневого импорта может развитие умеренного ценового сегмента fast fashion. Другими словами, на массовом рынке можно запускать коллекции одежды, копирующие тренды главных мировых недель моды, социальных сетей и т. п.

Пример такой бизнес-модели — Zara. В основе бизнес-модели компании следующие решения:

  • производство находится недалеко от точек сбыта товаров;
  • сроки изготовления одежды сокращены, цикл производства сведен к минимуму — 15–20 дней;
  • коллекции быстро меняются: каждую неделю обновляется до 35% ассортимента, ни одна модель одежды не «живет» дольше месяца;
  • низкие траты на рекламу;
  • низкие расходы на размещение и хранение товара;
  • идеи модной индустрии быстро копируются.

Быстрое копирование идей и реакция на новые тренды могут сделать импорт слишком медленным в глазах потребителей, в результате чего его доля в РФ начнет снижаться.

Копирование и быстрая адаптация модных трендов позволят российским компаниям представлять продукт, опережая иностранные бренды. В условиях текущей геополитической ситуации юридические риски копирования идей сведены к минимуму.

Прогнозы развития отрасли и новые возможности

Снижение реального ВВП может не превышать 5%, что сопоставимо с показателем 2020 года, после которого экономика относительно быстро восстановилась. 

Текущий кризис более глубок, и экономика, согласно ожиданиям, будет восстанавливаться медленно. Тем не менее ожидаемый рост не только поддержит спрос и потребление, но и создаст условия для инвестиций.

Есть опасение, что снижение реальных доходов населения ослабит его покупательную способность. Сейчас правительство старается поддерживать внутренний спрос, что может смягчить последствия для легкой промышленности. 

Вероятно, бюджетный fast fashion позволит вытеснить импортные поставки, осложненные проблемами с логистикой. Дополнительно можно ввести пошлины на импорт, в том числе реализуемый через маркетплейсы.

Таким образом, несмотря на сложности, у российского легпрома появилось окно возможностей. Теперь нужны крупные инвесторы для консолидации и перестройки предприятий.

Новые возможности легкой промышленности:

  1. Увеличение объема производства:
  • освоение освобождающихся ниш продукции среднего и высокого ценовых сегментов; 
  • адаптация бизнес-моделей Zara (fast fashion) и китайских производителей (копирование удачных дизайнерских решений западных брендов).

 

  1. Собственное оборудование: 
  • обновление парка на фоне укрепления рубля;
  • более выгодные условия кредитования благодаря сниженной ключевой ставке;
  • поиск партнеров в России и зарубежных странах, чтобы создавать копии действующего оборудования для поддержания работоспособности, производство запасных частей и механизмов. 

 

  1. Сырьевая база:
  • инвестиции в сырьевую базу: например, совместные предприятия в Узбекистане;
  • строительство ЦБК, сосредоточенных на производстве растворимой целлюлозы — вискозных волокон;
  • формирование альтернативных цепочек поставок импортного сырья, компонентов и готовой продукции. 

 

  1. Господдержка:
  • укрупнение отрасли через консолидацию; 
  • разработка адресных региональных программ, включающих меры поддержки федерального уровня.

 

  1. Сокращение теневого импорта:
  • уменьшение теневого импорта благодаря снижению туристических потоков;
  • снижение себестоимости товаров на фоне увеличения объема производства;
  • временное (на 1–2 года) снижение налоговой нагрузки на легкую промышленность для стимулирования импортозамещения. 

 

Дополнительный импульс легкой промышленности может дать новая стратегия ее развития, принятая на уровне страны. В ключевом программном документе должны быть сформулированы стратегические направления развития отрасли в условиях действующего режима ограничений, модернизирована система мер государственной поддержки с учетом как ограничений, так и новых возможностей. Также нужно создать благоприятные условия для консолидации отрасли и вертикальной интеграции производственных компаний в сырье и маркетинг.

 


Справка:

Strategy Partners (АО «СПГ») — ведущий российский стратегический консультант, с 2010 года является дочерним обществом ПАО Сбербанк. Компания специализируется на услугах по разработке бизнес-стратегии и внедрению операционных улучшений для среднего и крупного бизнеса, государственных институтов в России и странах СНГ, реализует проекты в сфере цифровой трансформации компаний, отраслей, регионов и городов.

26.01.2023

Поделиться

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики