Как изменились затраты российского ретейла

В прошлом году российские торговые сети в ответ на макроэкономические вызовы были вынуждены пересматривать свои стратегии, однако речь прежде всего шла не о сокращении затрат, а об отказе от развития в тех сегментах, где выручка снизилась. Так, компания X5 Group в 2022 году почти на 2% сократила количество супермаркетов «Перекресток» и закрыла 64% гипермаркетов «Карусель», при этом в 7 раз увеличив количество жестких дискаунтеров «Чижик». Целый ряд ретейлеров пересмотрел планы развития до сих пор не вышедшего на самоокупаемость направления e-commerce, исключив из этих планов экспансию в регионы с низким покупательским потенциалом.   

Статьи расходов, которые российские торговые сети чаще всего сокращали в прошлом году

Если говорить непосредственно о сокращении затрат, то прежде всего ретейлеры стремились уменьшить те затраты, которые резко возросли из-за нарушения логистических цепочек, изменения конъюнктуры закупок и удорожания расходных материалов (упаковка, кассовые ленты и т. п.). В ответ на эти вызовы ретейлеры разрабатывали схемы альтернативных поставок продукции и расходных материалов, пересматривали поставщиков и вносили изменения в ассортиментные матрицы продуктов. Это затраты на закупку продукции у поставщиков, на логистику и транспорт.

Также отдельные ретейлеры вели с арендодателями переговоры о сокращении расходов на аренду (в частности, на аренду площадей в торговых центрах, где снизился потребительский трафик из-за ухода иностранных брендов). Иногда договориться удавалось, но не все арендодатели, зачастую пострадавшие не меньше ретейлеров, были готовы уступить.

Расходы, на которые не снижали объем финансирования

Российские ретейлеры в условиях дефицита предложения труда не стремились принимать меры по сокращению персонала и урезанию зарплат и соцпакетов. Отдельные игроки рынка внедряли технологические решения, нацеленные на сокращение персонала (RFID-технологии для оптимизации складского учета, кассы самообслуживания и т. п.), однако эти меры не были массовыми и не оказывали значимый эффект на размер ФОТ. При этом по итогам 2022 года отдельные ретейлеры (которым удалось увеличить выручку) смогли снизить долю ФОТ в выручке. Этого они добились, отказавшись от индексации зарплат пропорционально росту цен на продукты.   

Ретейлеры также не стремились снижать расходы на маркетинг и рекламу, столкнувшись с возросшей конкуренцией (если не учитывать частично вынужденное сокращение расходов на диджитал-маркетинг из-за ухода Google Ads из России, блокировки отдельных соцсетей и т. п.). Большинству ретейлеров, напротив, пришлось в данных условиях увеличить промоактивность по сравнению с прошлым годом.

Прогноз на 2023 год

Российские ретейлеры постоянно, а не только в кризисные времена, обращают пристальное внимание на повышение операционной эффективности и оптимизацию затрат, и в 2023 году не стоит ждать перемен в этом отношении. В наибольшей степени торговые сети будут фокусироваться на оптимизации своих операций, связанных с электронной коммерцией, — этот канал в последнее время был одним из главных драйверов роста выручки ретейлеров, но одновременно приносил убытки.

Ожидается, что ретейлеры продолжат уходить из регионов с низким покупательским потенциалом и будут пересматривать планы экспансии в подобные территории. Компании будут отказываться от модели экспресс-доставки с дорогой логистикой или ограничивать этот формат городами-миллионниками и территориями с высокой плотностью населения. Также ретейлеры пересмотрят условия сотрудничества с агрегаторами, берущими высокие комиссии, и будут искать новых партнеров (и, возможно, переходить на собственную доставку).

 

 


Справка:

Strategy Partners — команда консультантов № 1.

30 лет мы помогаем нашим Клиентам достигать поставленных целей и адаптироваться к изменениям. На это работают сильнейшие отраслевые команды.

Strategy Partners — дочерняя компания Сбера, а значит, на наших Клиентов работают возможности одного из крупнейших банков России и ведущих глобальных финансовых институтов.

Мы поддерживаем компании на любом этапе развития: анализируем рынки, создаем и внедряем стратегии, оптимизируем процессы и системы управления, готовим инвестиционные проекты к привлечению финансирования, сопровождаем сделки M&A и выход на IPO, внедряем цифровые решения и оказываем инжиниринговые услуги.

31.01.2023

Поделиться

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики