Муниципальные власти получат больше возможностей самостоятельно принимать решения по защите и развитию облика своих населенных пунктов

Принято Постановление857 Правительства России от 29.05.2023, утверждающее требования к архитектурно-градостроительному облику (АГО) объекта капитального строительства и правила его согласования. Акт разработан Минстроем России в рамках развития положений Федерального закона, расширяющего возможности муниципальных властей по регулированию застройки в городе и других населенных пунктах.

Изменения, вводимые Постановлением, вступают в силу с 1 сентября 2023 года по всей территории РФ, кроме городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, где остаются в силе действующие нормы. В культурной столице АГО регулируется Законом Санкт-Петербурга о градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге, а в Севастополе — Положением о предоставлении решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта на территории города Севастополя. В столице используются архитектурно-градостроительные решения, которые для объекта капитального строительства (ОКС) необходимо согласовывать в виде альбома в Комитете по архитектуре и градостроительству города (Москомархитектуре). Требования к архитектурно-градостроительному облику и требования к архитектурно градостроительным решениям (АГР) похожи, но в Москве принят Градостроительный кодекс города Москвы, и это вносит свои нюансы.

За лето органы местного самоуправления должны определить в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) территории, на которых нужно будет согласовывать АГО возводимых и реконструируемых зданий и сооружений. В их границы будут включены исторические центры городов и поселений, участки ансамблевой застройки и другие территории значимые для муниципалитета.

Под регулирование АГО, как и раньше, не подпадают ОКС, на строительство которых не требуется разрешение, объекты ВС РФ и других силовых ведомств, объекты, расположенные на землях ФСИН, и прочие ОКС, регулируемые отдельным Постановлением.

Стоит отметить, что с 1 марта 2023 года Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 612-ФЗ («О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации») в ГрК РФ были приняты:

  • ст. 40_1 «Архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства»;
  • дополнительные части 5_3 и 6_2 в статье 30 «Правила землепользования и застройки» главы 4 «Градостроительное зонирование».

Постановление № 857 определяет три существенных момента:

  • устанавливаются требования к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства;
  • органам местного самоуправления предстоит подготовить до 1 сентября 2023 года перечень территорий, на которых требуется согласование АГО; будут определены правила землепользования и застройки;
  • определены правила согласования АГО.

Требования к архитектурно-градостроительному облику ОКС в градостроительном регламенте, помимо установленных в ст. 30 ч. 6_2 ГрК РФ, могут содержать дополнительные требования:

  • к цветовым решениям;
  • к отделочным и строительным материалам;
  • к размещению инженерного и технического оборудования на фасадах;
  • к подсветке (даже к оттенку с указанием палитры).

В границы территорий, на которых требуется согласование АГО, включаются исторические центры городов и поселений, участки ансамблевой застройки и другие зоны, значимые для муниципалитета.

Правила согласования АГО установили необходимость обращаться в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением, к которому прилагаются обязательные разделы проектной документации:

  • пояснительная записка;
  • схема планировочной организации земельного участка;
  • объемно-планировочные и архитектурные решения.

Срок проверки документов уполномоченным органом на соответствие требованиям к АГО составляет 10 дней. В случае отказа документы возвращаются заявителю и их можно подать повторно после устранения недочетов. Другие разделы ПД представлять не требуется.

В Постановлении приведен перечень ОКС, для которых не требуется согласование АГО.

До № 612-ФЗ регулирование АГО было полностью на совести органов местного самоуправления. Новые требования к АГО являются важным эволюционным этапом в области ПЗЗ. Данное Постановление дополняет Федеральный закон от 29.12.2022 № 612-ФЗ и призвано убрать субъективность при согласовании АГО, а также вероятность злоупотреблений со стороны территориальных органов самоуправления.

Как введенные требования повлияют на строительные компании, прокомментировал Алик Алиев, главный специалист практики «Инжиниринг»:

Ранее требования к АГО существовали в сравнимых объемах. Но органы местного самоуправления могли очень размыто формулировать требования и вообще по-разному понимали архитектурно-градостроительный облик. Было много судебных процессов с кассациями. С выходом Федерального закона № 612-ФЗ от 29.12.2022, добавившего 2 части статьи 30 и статью 40_1, введены конкретные правила, основной порядок взаимодействия с органами местного самоуправления в области АГО. Постановление 857 Правительства РФ от 29.05.2023 — подзаконный акт, который регламентирует процедуру, убирает шероховатости, конкретнее прописывает, какие объекты подпадают под регулирование, устанавливает срок (01.09.2023), до которого местные власти должны обозначить в ПЗЗ территории, где будут действовать АГО; устанавливает, какие документы подавать, сроки рассмотрения/отказа».

Для законопослушного собственника бизнеса понятные правила только на пользу: уменьшается коррупционная опасность, снижается трудоемкость процесса подготовки проектной документации, на стадии предпроектной проработки более очевидны ограничения архитектурно-градостроительного облика. С выходом Постановления № 857 требований и ограничений не стало больше, они стали более точно сформулированы.

Оформление архитектурно-градостроительного облика (АГО) объекта капитального строительства в составе документации предпроектной стадии — задача, которую можно поручить профессиональному техническому заказчику.

Команда практики «Инжиниринг» оказывает услуги технического заказчика и строительного контроля полного цикла: от технического аудита земельного участка до ввода построенного объекта в эксплуатацию.

Подробнее об услугах компании читайте по ссылке


Справка:

Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.

Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и находить эффективные решения для достижения целей. На это работают сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и сотни реализованных проектов.

Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление — Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и действовать на опережение.

Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и консалтинг» по версии рейтинга RAEX.

09.06.2023

Поделиться

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики