Индия исторически является крупным импортером и постоянно увеличивает объемы поставок зарубежной продукции АПК. В 2022 году объем импорта составил рекордные 34,1 млрд долларов США, что на 17,8% выше показателя 2021 года.
Индия является крупнейшим в мире потребителем растительных масел, на три основных вида (пальмовое, соевое и подсолнечное) в 2022 году пришлось 61,1% всего импорта продукции АПК в стоимостном выражении. Также по объемам импорта стоит выделить бобовые культуры (фасоль, чечевица, горох и соя). Индия импортирует данные продукты по причине недостаточной обеспеченности собственным производством.
Основная цель тарифного регулирования в Индии — поддержка местных производителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Это связано с тем, что АПК является одной из важнейших отраслей экономики Индии (около 20% от ВВП), которая обеспечивает занятость значительной части населения страны (около половины трудящихся граждан заняты в подотраслях АПК).
При импорте российских товаров в Индию применяется ставка режима наибольшего благоприятствования. Режим регулирования импорта и структура ввозного таможенного тарифа Индии отличаются достаточной сложностью применения ввиду большого количества дополнительных платежей и исключений, которые необходимо учитывать.
Что касается продукции, обладающей потенциалом увеличения поставок из России в Индию, то на нее по большей части установлены заградительные ставки пошлин (более 15%). Незначительные пошлины (менее 5%) сохраняются лишь для ограниченного перечня товаров (сырое подсолнечное масло, сырое соевое масло, спирты денатурированные, ячмень, рис).
Оценить вероятность снижения тарифного регулирования на сельскохозяйственную продукцию и продукты питания в Индии в настоящее время достаточно сложно, так как это зависит от многих факторов, включая политическую волю правительства, экономические условия в стране и за ее пределами, а также интересы местных производителей. Однако можно предположить, что в перспективе следующих 10 лет Индия может начать проявлять больший интерес к увеличению объемов импорта продукции АПК (а значит, и к уменьшению степени регулирования импорта) ввиду:
По мере роста уровня благосостояния населения Индии следует ожидать увеличения подушевого потребления тех продуктов, по которым сохраняется отставание от уровня стран с высокими доходами. Прежде всего это мясная и молочная продукция, рыбная продукция, овощи/фрукты и растительные масла.
Вместе с тем зерновые и зернобобовые сохранят статус наиболее распространенных и значимых культур в Индии. Во-первых, существенная часть населения страны попрежнему будет нуждаться в доступных продуктах питания. Во-вторых, потребление будет смещаться в сторону более высококачественных продуктов различной степени переработки зерновых и зернобобовых культур (например, макаронные и кондитерские изделия, продукты готовые к приготовлению/употреблению), а также полезных для здоровья продуктов. Наконец, рост объемов производства продукции животноводства будет, вероятно, вызовет рост спроса на фуражные культуры.
В целом развитие экспорта российской продукции АПК в Индию является перспективным направлением, учитывая рост импорта сырьевых видов продукции, потенциал роста потребления продуктов питания, а также внутренние ограничения Индии, связанные с производством определенных видов продукции.
Наиболее перспективными направлениями для развития экспорта в Индию представляются: зерновые и зернобобовые культуры (а также продукты их переработки), растительные масла, мясная и молочная продукция, рыбная продукция и кондитерские изделия.
Однако следует учитывать текущее тарифное регулирование и другие препятствия для ввоза продукции, которые пока что сдерживают реализацию экспортного потенциала. Тем не менее развитие торгового сотрудничества между Россией и Индией имеет важное значение как для обоих государств, так и для мировой экономики в целом. Поэтому необходимо продолжать работу над снижением торговых барьеров и укреплением взаимовыгодного сотрудничества в области сельского хозяйства и продовольствия.
Важно продвигать российскую продукцию АПК на индийском рынке, привлекая инвестиции для улучшения качества и повышения конкурентоспособности продукции. Развитие экспорта российской продукции АПК в Индию может стать важным шагом для укрепления экономических отношений между странами и способствовать устойчивому развитию обеих сторон.
Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и
находить эффективные решения для достижения целей. На это работают
сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и
сотни реализованных проектов.
Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам
возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление
— Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и
действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и
входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и
консалтинг» по версии рейтинга RAEX.
На сайте используются cookie