Новый рынок сбыта: анализ перспектив экспорта продукции российского АПК в Индию

Структура импорта

Индия исторически является крупным импортером и постоянно увеличивает объемы поставок зарубежной продукции АПК. В 2022 году объем импорта составил рекордные 34,1 млрд долларов США, что на 17,8% выше показателя 2021 года.

Индия является крупнейшим в мире потребителем растительных масел, на три основных вида (пальмовое, соевое и подсолнечное) в 2022 году пришлось 61,1% всего импорта продукции АПК в стоимостном выражении. Также по объемам импорта стоит выделить бобовые культуры (фасоль, чечевица, горох и соя). Индия импортирует данные продукты по причине недостаточной обеспеченности собственным производством.

Россия в 2022 году экспортировала в Индию продукцию АПК на общую сумму около  800 млн долларов, что почти в пять раз превышает показатель за предыдущие пять лет.-3

Тарифное регулирование рынка

Основная цель тарифного регулирования в Индии — поддержка местных производителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Это связано с тем, что АПК является одной из важнейших отраслей экономики Индии (около 20% от ВВП), которая обеспечивает занятость значительной части населения страны (около половины трудящихся граждан заняты в подотраслях АПК).

При импорте российских товаров в Индию применяется ставка режима наибольшего благоприятствования. Режим регулирования импорта и структура ввозного таможенного тарифа Индии отличаются достаточной сложностью применения ввиду большого количества дополнительных платежей и исключений, которые необходимо учитывать.

Что касается продукции, обладающей потенциалом увеличения поставок из России в Индию, то на нее по большей части установлены заградительные ставки пошлин (более 15%). Незначительные пошлины (менее 5%) сохраняются лишь для ограниченного перечня товаров (сырое подсолнечное масло, сырое соевое масло, спирты денатурированные, ячмень, рис).

Оценить вероятность снижения тарифного регулирования на сельскохозяйственную продукцию и продукты питания в Индии в настоящее время достаточно сложно, так как это зависит от многих факторов, включая политическую волю правительства, экономические условия в стране и за ее пределами, а также интересы местных производителей. Однако можно предположить, что в перспективе следующих 10 лет Индия может начать проявлять больший интерес к увеличению объемов импорта продукции АПК (а значит, и к уменьшению степени регулирования импорта) ввиду:

  • влияния климатических, эпизоотических и других природных факторов;
  • увеличения потребности в продуктах питания и повышения спроса на импортную сельскохозяйственную продукцию из-за стремительного роста численности населения и экономического развития Индии;
  • экспортных амбиций пищевой промышленности Индии;
  • развития технологий и увеличения производительности в сельском хозяйстве других стран, что может привести к предложению более конкурентоспособной продукции в сравнении с местной.


Перспективы развития экспорта российской продукции АПК в Индию

По мере роста уровня благосостояния населения Индии следует ожидать увеличения подушевого потребления тех продуктов, по которым сохраняется отставание от уровня стран с высокими доходами. Прежде всего это мясная и молочная продукция, рыбная продукция, овощи/фрукты и растительные масла.

Россия в 2022 году экспортировала в Индию продукцию АПК на общую сумму около  800 млн долларов, что почти в пять раз превышает показатель за предыдущие пять лет.-4

Вместе с тем зерновые и зернобобовые сохранят статус наиболее распространенных и значимых культур в Индии. Во-первых, существенная часть населения страны попрежнему будет нуждаться в доступных продуктах питания. Во-вторых, потребление будет смещаться в сторону более высококачественных продуктов различной степени переработки зерновых и зернобобовых культур (например, макаронные и кондитерские изделия, продукты готовые к приготовлению/употреблению), а также полезных для здоровья продуктов. Наконец, рост объемов производства продукции животноводства будет, вероятно, вызовет рост спроса на фуражные культуры.

Ключевые выводы

В целом развитие экспорта российской продукции АПК в Индию является перспективным направлением, учитывая рост импорта сырьевых видов продукции, потенциал роста потребления продуктов питания, а также внутренние ограничения Индии, связанные с производством определенных видов продукции.

Наиболее перспективными направлениями для развития экспорта в Индию представляются: зерновые и зернобобовые культуры (а также продукты их переработки), растительные масла, мясная и молочная продукция, рыбная продукция и кондитерские изделия.

Однако следует учитывать текущее тарифное регулирование и другие препятствия для ввоза продукции, которые пока что сдерживают реализацию экспортного потенциала. Тем не менее развитие торгового сотрудничества между Россией и Индией имеет важное значение как для обоих государств, так и для мировой экономики в целом. Поэтому необходимо продолжать работу над снижением торговых барьеров и укреплением взаимовыгодного сотрудничества в области сельского хозяйства и продовольствия.

Важно продвигать российскую продукцию АПК на индийском рынке, привлекая инвестиции для улучшения качества и повышения конкурентоспособности продукции. Развитие экспорта российской продукции АПК в Индию может стать важным шагом для укрепления экономических отношений между странами и способствовать устойчивому развитию обеих сторон.


Справка:

Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.

Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и находить эффективные решения для достижения целей. На это работают сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и сотни реализованных проектов.

Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление — Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и действовать на опережение.

Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и консалтинг» по версии рейтинга RAEX.

13.09.2023

Поделиться

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики