Вызовы транспортной отрасли в 2022 году
Транспортная отрасль столкнулась с новыми вызовами задолго до введения санкций. Логистический кризис начал формироваться во время пандемии коронавируса, когда нарушились цепочки поставок, а тарифы на перевозки стали стремительно расти. После начала специальной военной операции ситуация в транспортном секторе осложнилась.
Среди событий, которые оказали существенное влияние на транспортную отрасль в 2022 году, можно выделить следующие:
Трансформация маршрутов грузопотока
Транспортные компании подстраиваются под современные реалии: прокладывают новые маршруты доставки через дружественные страны и комбинируют виды транспорта. Из-за этого сроки и стоимость доставки существенно растут.
В 2022 году грузопоток из ЕС в РФ сократился более чем вдвое, но логистические схемы трансформировались — Казахстан и Турция стали перевалочными пунктами для европейских грузов, идущих в Россию:
Инфраструктура коридора «Север — Юг» не рассчитана на такой рост товарооборота (недостаточные складская инфраструктура, пропускная способность КПП на границах), рост загрузки отрицательно сказывается на скорости доставки.
Сложившаяся ситуация открывает новые возможности для транспортных и логистических компаний:
Одновременно с этим перестроились грузопотоки на отдельных направлениях внутри России. Например, грузооборот направления Санкт-Петербург — Москва, существенно сократился.
Индекс грузоперевозок ATI.SU FTL РФ, отражающий изменение тарифов на автоперевозки по 100 популярным направлениям в России, падал с начала весны до середины июня (самого низкого по показателям месяца за 2022 год). Затем началось восстановление, и к октябрю-ноябрю индекс достиг уровня осени 2021 года (см. рис. 1).
Пример изменения ставок на грузоперевозки автомобильным транспортом
В этих условиях логистическим компаниям важно оперативно оценивать влияние внешней среды на их деятельность, адаптироваться к изменениям, в отдельных случаях менять устоявшуюся бизнес-модель.
Пример из сферы автомобильных грузоперевозок: повышение роли операционной эффективности
До февраля 2022 года крупные транспортные и логистические компании приобретали западную технику на выгодных условиях, эксплуатировали ее 2–3 года и продавали по относительно высокой цене. Сегодня такая бизнес-модель уже не работает. Ограничение поставок и рост цен на новую технику ведут к увеличению срока ее эксплуатации и стоимости владения. За счет увеличения срока эксплуатации снижается прибыль от продажи техники, на первый план выходит роль рентабельности операционной деятельности.
Спрос на цифровые технологии со стороны транспортных и логистических компаний стремительно растет. Потребность в цифровизации определяют особенности целевой бизнес-модели компаний, текущий уровень развития ИТ, а также внешняя среда. В этом году как никогда актуальны программные продукты, позволяющие оптимизировать отдельные процессы и снизить затраты предприятий. По-прежнему есть спрос на решения по подготовке управленческой отчетности, учитывающей специфику отрасли и компании.
Пример из сферы автомобильных грузоперевозок: управление транспортом, автоматизация для снижения затрат
По данным исследования Strategy Partners «Готовность к цифровой трансформации отрасли «Транспорт и логистика», проведенного в 2020 году, 80% компаний транспортной отрасли России уже внедряют новые бизнес-модели на основе цифровых технологий. 55% компаний приступили к реализации собственных стратегий цифровой трансформации. В отрасли созданы и действуют цифровые платформы. При этом главные барьеры цифровизации транспорта – наличие кадров и компетенций, доступность финансовых ресурсов и «зрелость» экосистемы поставщиков цифровых решений.
Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и
находить эффективные решения для достижения целей. На это работают
сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и
сотни реализованных проектов.
Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам
возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление
— Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и
действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и
входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и
консалтинг» по версии рейтинга RAEX.