Перспективы развития рынка рыбной продукции на евразийском пространстве и в мире

Генеральная Ассамблея ООН объявила 2022 год международным годом малого кустарного рыболовства и аквакультуры. По данным на конец 2021 года, в кустарном производстве занято свыше 40 млн человек и 20 млн в аквакультуре.
Рыболовство сталкивается с масштабными вызовами. Сегодня в этой сфере необходимо осознать и реализовать новую парадигму развития рыбного промысла. При прогнозируемом росте мирового населения до 10 млрд к 2050 году потребуется в полной мере задействовать продовольственный потенциал водных экосистем, но это необходимо сделать без ущерба для здоровья для океанов и рек, улучшая социальные условия тех, кто зависит от рыболовства.

Евразийская Экономическая Комиссия провела круглый стол по развитию сотрудничества в рыбной отрасли. Эксперты и государственные деятели из России, Армении, Казахстана, Беларуси и Кыргызской Республики рассказали о развитии рыбной отрасли в своих странах. Высказанные предложения будут аккумулированы при формировании проекта Рекомендации коллегии Евразийской Экономической Комиссии. Инна Гольфанд, партнер Strategy Partnersв своем выступлении осветила перспективы развития рынка рыбной продукции на евразийском пространстве и в мире.

Ситуация сегодня в мире складывается следующим образом: на 2 крупнейших макрорегиона — Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — приходится почти 90% мирового потребления рыбы и морепродуктов. Доля России в потреблении невелика, поскольку большая часть выловленной рыбы поставляется на экспорт. В целом по объему потребления в России потребляют меньше рыбы, чем вылавливают и производят в аквакультуре.

Эксперты Strategy Partners подготовили прогноз роста мирового рынка рыбной продукции к 2026 году. Во всех регионах мира ожидается рост потребления, но с разными темпами. Наименьший рост потребления рыбы ожидается в Европе на +1,1% по сравнению с 2016 годом. Высокие темпы роста в странах АТР, особенно в Китае, на 3,7% - с 78,0 до 101,6 млн тонн рыбы и морепродуктов. Взрывной рост отмечается в странах Ближнего Востока и Африки на 3,9%. Это те регионы, на которые стоит обратить внимание российским компаниям в плане экспорта.

Объем производства рыбной продукции растет во всех странах ЕАЭС (кроме Беларуси). Наибольшими темпами растет потребление в Казахстане.
По данным анализа Strategy Partners, в Беларуси производство и потребление упали за последние 2 года на 12 и 4% соответственно. При этом потребление гораздо выше, чем производство, на 117 тыс. тонн и обеспечивается только за счет импорта.

В Армении производство выросло на 6%, при этом производство на 6 тыс тонн превышает потребление, которое упало за 2 года на 9%. Армения сейчас является одним ведущих экспортеров рыбной продукции в Россию.

В Казахстане производство и потребление растет с каждым годом, но при этом потребление превышает производство на 20 тыс. тонн.

В Кыргызстане производство растет, а потребление падает на 1 тыс. тонн ежегодно.

В России производство (+1%) и потребление (+1%) растет. При этом производство превышает потребление почти на 2000 тыс. тонн.

Анализ Strategy Partners

Объем потребления рыбной продукции на душу населения снижается во многих странах ЕАЭС, кроме Казахстана и России. На территории стран ЕАЭС больше всего рыбы и морепродуктов потребляют в России ー 22,2 кг в год на душу населения. Существенный рост на 13% отмечается в Казахстане и составляет 3,5 кг в год на душу населения.

Самый низкий объем потребления на душу населения в Кыргызстане ー 1,1 кг на год.

Сегодня рынок в Казахстане ー это перспективная точка для роста российского экспорта. Продвижение потребления популярности рыбы для населения как полезного, здорового продукта, который соответствует принципам ЗОЖ, особенно среди молодежи, открывает точки существенного роста экспорта для всех стран ЕАЭС.

Объем импорта рыбной продукции из Армении и Кыргызстана в Россию в 2020 г. вырос ~ в 2 раза. Общий объем импорта по странам ЕАЭС, по данным с 2018 по 2020 года, вырос на 21%, при этом в Россию импортируется 8,8%. Особенно вырос импорт из Кыргызстана. Больше всего экспортируют в Россию мороженую и охлажденную рыбу, рыбное филе и прочее мясо рыбы.

Объем экспорта рыбной продукции из России в страны ЕАЭС растет, наиболее активное сотрудничество — с Беларусью и Казахстаном. Всего в страны ЕАЭС экспортируется 62 тыс. тонн рыбной продукции, при этом экспорт с 2018 по 2020 гг вырос на 10%. Доля от общероссийского экспорта рыбной продукции в страны ЕАЭС составляет 3,3%. Также растет объем экспорта рыбной продукции из РФ 一 на 2,4%.

Наиболее импортируемый вид рыбы в Россию из ЕАЭС — лососевые рыбы около 11,6 тыс тонн, наиболее экспортируемый — минтай — 19,4 тыс тонн.

Для развития производства рыбной продукции в странах ЕАЭС необходимо усиление сотрудничества в области обмена технологиями, рыбопосадочного материала, расширения ассортимента, поддержки ESG-повестки и подготовки кадров.

Возможны направления сотрудничества в области обмена технологиями выращивания. Технологии круглогодичного выращивания, особенно в установках замкнутого водоснабжения, дают возможность рационально использовать тепловые и энергетические ресурсы, создавать новые типы индустриальных хозяйств, внедрять технологии комбинированного цикла.

Перспективы для роста открывает сотрудничество по посадочному материалу. В настоящее время Беларусь является одним из ключевых поставщиков рыбопосадочный материал (РПМ) форели в Россию. Для расширения сотрудничества в области РПМ требуется проработать вопросы, связанные с возможными ограничениями импорта/экспорта стран-участниц.

Расширение ассортимента и объемов экспорта между странами-участницами создает условия для формирования развитого внутреннего рынка рыбной продукции. Наращивание объемов производства рыбной продукции вместе с возрастающей нагрузкой на природную среду требует совместной работы государств-членов по ESG-повестке, включая разработку нормативного регулирования рыбной отрасли, борьбу с незаконным промыслом, стимулирование безотходного производства и др.

Особое внимание следует уделить повышению качества подготовки кадрового потенциала в сфере аквакультуры:
− Обмена опытом учреждений образования при формировании учебных планов по подготовке рыбоводов
− Ознакомления отраслевых руководителей с эффективными технологиями производства аквакультуры в рамках посещения производственных объектов.

Современные тенденции в рыбохозяйственной сфере ориентированы на использование современных технологий и экологическая направленность деятельности и ориентация на производство органической продукции. В числе подходов необходимо использование ESG-принципов, селективных и экологически безопасных методов рыболовства.

Сегодня компания Strategy Partners оказывает комплекс услуг, направленный на повышение конкурентоспособности компаний отрасли и поиска новых направлений развития.

 


Справка:

Strategy Partners — команда консультантов № 1.

30 лет мы помогаем нашим Клиентам достигать поставленных целей и адаптироваться к изменениям. На это работают сильнейшие отраслевые команды.

Strategy Partners — дочерняя компания Сбера, а значит, на наших Клиентов работают возможности одного из крупнейших банков России и ведущих глобальных финансовых институтов.

Мы поддерживаем компании на любом этапе развития: анализируем рынки, создаем и внедряем стратегии, оптимизируем процессы и системы управления, готовим инвестиционные проекты к привлечению финансирования, сопровождаем сделки M&A и выход на IPO, внедряем цифровые решения и оказываем инжиниринговые услуги.

18.02.2022

Поделиться

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики