Приглашаем принять участие в исследовании «Женское лидерство в российском бизнесе»
Четвертый энергопереход с «грязных» угля, нефти и газа на более чистые источники энергии, остается актуальным, несмотря на сегодняшний дефицит ископаемого топлива на мировых рынках.
Климатическая повестка и дефицит традиционных источников энергии заставляет мировое сообщество переходить от слов к делу и активно развивать альтернативные источники топлива. Развитие альтернативной энергетики — долгосрочная история. Но уже сейчас отдельные компании и целые страны презентуют свои проекты и дорожные карты по развитию новых видов топлива. Елена Крившич, партнер Strategy Partners, на форуме «Транспорт России 2021» рассмотрела, какие виды топлива предлагается производить взамен ископаемого топлива. В своем докладе «Использование новых видов топлива на транспорте» эксперт отметила, мировые тенденции на декарбонизацию и «зеленый транспорт» выводят на первый план альтернативные виды топлива, которые будут вытеснять традиционное на всех модальностях.
Анализ количества автомобилей на водороде по видам показал, что большая часть приходится на легковые автомобили — 26 тысяч машин, на автобусы — 6 тысяч и грузовые — 4 тысячи.
На текущий момент в коммерческой доступности существует пассажирский моторвагонный подвижной состав на водородном топливе (компании ALSTOM OBB) с следующими характеристиками: запас хода 1000 км., максимальная скорость 140 км/ч, срок эксплуатации 30 лет. Разработка маневренных и магистральных локомотивов находится на ранней стадии.
В Евросоюзе заявляют, что «применение водородных поездов максимально эффективно на неэлектрифицированных и непопулярных маршрутах длиной ~100 км». Российские транспортные компании, такие как «CTM» считают, что «совокупная стоимость владения локомотива на водороде к 2024 году будет на 5−7% ниже аналогов на традиционном топливе». «Трансмашхолдинг» планирует запустить первые семь водородных поездов на Сахалине к 2023 году. РЖД пока в ожидания подтверждения экономической эффективности технологий.
ЖД является самым энергоэффективным и экологичным, среди всех видов моторизированного пассажирского транспорта. В среднем энергозатраты ЖД транспорта в расчете на пассажиро-километр в 12 раз ниже, а выбросы в 7−11 раз ниже, чем у автомобильного и авиатранспорта. При этом в 2020 году на нефтепродукты приходилось 55% всего потребления энергии ЖД транспортом.
Для реализации сценария нулевых выбросов необходимо перевести почти 100% ЖД пассажирской инфраструктуры на электричество и водород к 2030 году. Планируется производить электрификацию всех новых ЖД маршрутов с высокой проходимостью и использовать поезда на водородных топливных элементах или аккумуляторах на коротких и непопулярных маршрутах, дополнив их частичной электрификацией и зарядными станциями, расположенными по пути.
Международные машиностроительные компании и инвесторы уже приступили к разработке двигателей и топливных ячеек для рынка морского транспорта.
В настоящий момент альтернативное топливо почти не используется в морском транспорте. При отсутствии регулирования, прогнозируется, что около 2% потребления энергии в морском транспорте в 2030 году и 5% в 2050 году будет приходится на источники с низким и нулевым выбросом СО2, что значительно ниже 15% в 2030 и 83% в 2050 году, в соответствии со сценарием о нулевом загрязнении атмосферы. Применение водорода и аммиака в качестве источников энергии является одним из наиболее перспективных способов для реализации данного сценария.
Компания Wartsila занимается разработкой корабельных двигателей, работающих на топливе с 70% содержанием аммиака и чистом водороде. Ожидается, что прототип двигателя на чистом аммиаке будет разработан к 2023 году. В настоящее время двигатели компании могут работать на природном газе, биогазе, синтетическом метане или водородных смесях с содержанием водорода до 25%.
Ситуация с альтернативными видами топлива на транспорте в Сибири и на Дальнем Востоке
В России Сибирь и Дальний Восток лидируют по количеству используемых электромобилей (более 60% от всех автомобилей в России) за счет покупки бюджетных и подержанных моделей из Японии. Другой причиной популярности электротранспорта в этих регионах является соотношение цен на бензин и электричество — бензин дороже, чем в среднем по России на 6%, а электричество субсидируется по программе экономического развития территорий. Главными барьерами для использования в этих регионах электротранспорта считают малое количество зарядных станций и температуру (аккумуляторы бюджетных автомобилей, в отличие от, например, Tesla, плохо приспособлены к низким температурам и запас их хода снижается примерно в 2 раза. Из-за этого в Сибири популярны гибридные модели с ДВС, используемым для обогрева салона).
Основной проблемой для развития газового транспорта является отсутствие развитой сети газонаполнительных станций. При этом, владельцы существующих заправочных станций не увеличивают сеть из-за малого выпуска автомобилей, работающих на газе. Развитие сети заправочных станций на сжиженном природном газе взаимосвязано с количеством заводов по его производству. И, несмотря на то, что в Сибири и на Дальнем Востоке они присутствуют (Сахалин-2, Дальневосточный СПГ), они рассчитаны на большие объемы производства 10−20 млн. тонн и ориентированы на экспорт. В СФО зарегистрировано около трети всех газовых грузовых автомобилей в России (40 тыс. в Красноярском крае и 66 тыс. в Иркутской области).
По мнению представителя Газпрома, газомоторное топливо будет востребованнее бензина и дизеля вплоть до 2030 года. В 2020 году была предусмотрена субсидия в 60% для покрытия расходов физлиц и малого бизнеса по переводу автомобилей на газ. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области планируют перевести на газ автобусы, на текущий момент закуплено 20 автобусов на сумму 322,8 млн руб. Заявлено, что в развитие газозаправочных станций в регионе Ленобласть инвестирует 1 млрд руб., Газпром — 9 млрд руб. Несмотря на господдержку, в России спрос на газовые автомобили за последние годы упал из-за снижения разницы в цене между газом и бензином и трудностями с оформлением газового транспорта.
Водородный транспорт находится на пилотном этапе: первые водородные автобусы и поезда должны появиться на наших дорогах в 2022 — 2023 г.
Strategy Partners (АО «СПГ») — ведущий российский стратегический консультант, с 2010 года является дочерним обществом ПАО Сбербанк. Компания специализируется на услугах по разработке бизнес-стратегии и внедрению операционных улучшений для среднего и крупного бизнеса, государственных институтов в России и странах СНГ, реализует проекты в сфере цифровой трансформации компаний, отраслей, регионов и городов.
Стройте успешную карьеру, развивайте личный бренд и применяйте накопленный опыт в решении масштабных бизнес-задач, капитализируя свои навыки и знания.
Получите знания и опыт мирового уровня, построив карьеру в российской компании — лидере стратегического консалтинга.
Примените экспертные знания, поделитесь нестандартным взглядом на привычные процессы, работая на проекте с командой экосистемы Сбера.