Приглашаем принять участие в исследовании «Женское лидерство в российском бизнесе»
В рамках Восточного экономического форума основатель и президент Strategy Partners Александр Идрисов представил доклад на тему «Лучшие мировые практики цифровой трансформации туристической деятельности». Он рассказал о трендах, цифровых решениях, как ключевом элементе развития туризма, а также представил интересные кейсы из области туризма.
Мировые тренды в туризме включают четыре основных тенденции: платформы, sharing economy, революцию впечатлений и технологические гаджеты
В настоящий момент цифровые решения – ключевой элемент развития туризма во всех элементах цепочки создания стоимости. Так, лоукостеры делают доступными любые уголки мира, платформы
в области глобального транспорта объединяют услуги в сфере транспорта и проживания, sharing-услуги выводят на новый уровень доступность проживания для ограниченных по бюджету потребителей, а агрегаторы предложений дают возможность легко
и быстро сравнивать цены, условия и оценку услуг другими потребителями.
Что показывает мировой опыт?
В Канаде 23% туристических компаний используют цифровые технологии во всей цепочке создания стоимости. На территории страны действует «Цифровая идентификация путешественника», когда данные паспорта находятся в цифровом виде, а потому нет необходимости носить бумажный вариант с собой.
В то же время в Японии прошел запуск 5G связи, в Китае уже создано более 500 «умных городов» и формируется база данных нарушителей в сфере туризма, а Таиланд работает над развитием инфраструктуры аэропортов для снижения загруженности терминалов.
Мировой опыт развития регионального туризма говорит
о необходимости сочетать несколько подходов, включая использование цифровых решений. Это значит, что не стоит пытаться обойти (и ни в коем случае не противодействовать!) динамичные силы, оказывающие влияние на глобальный рынок туризма. Цифровая революция рождает новые, ранее недоступные направления для путешествий, а многие традиционные туристические направления переживают свое второе рождение. В свою очередь, комплексный подход к развитию туризма позволяет снизить общие риски и повысить эффекты.
Прогнозы
Ключевые тренды цифровизации в основном повторяют мировые тенденции, но иногда возможна задержка на несколько лет. Фактор технологичных гаджетов пока остается не значимым для российского рынка, но его влияние станет ощутимым уже через 5-7 лет. Так,
в ближайшем будущем ожидается, что онлайн бронирование и заказ туров продолжит оставаться ключевым сегментом при заказе туров,
а российский турист будет все больше становиться самостоятельным – особенно в верхних сегментах рынка.
По результатам аналитики можно сделать вывод, что следование рекомендациям позволяет повысить эффективность внедрения стратегии развития регионального туризма.
Проектам в сфере туризма стоит придерживаться целевого характера действий для развития регионального туризма, сочетать общие меры поддержки с внедрением цифровых технологий, вовлекать частный бизнес, поддерживать начинания на местном уровне и развивать транспортную и гостиничную инфраструктуру.
Не стоит пытаться противостоять цифровой революции и опускать руки из-за климата, дорог, комаров или отсутствия цивилизации – современный турист отчаянно хочет новых впечатлений
и возможности ими поделиться.
► За 10 лет увеличить капитализацию в 25 раз
Booking Holding – американская компания, владеющая системами бронирования отелей в туристической сфере. Компания также владеет агрегатором авиабилетов, аренды автомобилей и другими сервисами. За счет инновационного подхода и масштабирования бизнеса за 10 лет они увеличили капитализацию в 25 раз. Эта компания одной из первых открыла концепцию онлайн-агрегатора
в сфере туризма, став уверенным лидером рынка. Благодаря их глобальной платформе владельцы объектов получают мгновенный
и удобный доступ к глобальной клиентской базе – через вебсайт
или мобильное приложение.
► Открыть успешную концепцию онлайн-заказа такси
Примером того, как технологичное и удобное решение позволило «взорвать» традиционный рынок перевозок, стал Uber.
Uber Technologies – компания, создавшая приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей, а позже – сервис
по доставке еды из ресторанов в городах. Предпосылками
к формированию бизнес-модели стали высокая стоимость услуг
на перевозки в мегаполисах, неудобный процесс заказа и оплаты услуг, низкое качество сервиса, проблемы с длительностью поездок,
а также отсутствие гибкости при запланированных перевозках (аэропорт, вокзал, отель). Сегодня Uber Technologies занимает 69% рынка пассажирских перевозок автотранспортом и 25% рынка доставки еды в США.
► Повлиять более чем на 430 миллионов путешествий по всему миру
В 2017 г. TripAdvisor привлёк в туристический бизнес примерно $550 млрд, что составило 10% от общего объема туристического рынка.
В том же году сайт повлиял более, чем на 430 миллионов путешествий по всему миру. Эта компания позволила клиентам чувствовать себя экспертами, а рестораторам дала доступ к удобному инструменту продвижения.
► Стать лидером услуг онлайн бронирования в Китае
Ctrip.com International, Ltd. – ведущий китайский поставщик туристических услуг: бронирование, билеты, туры и корпоративные путешествия. В 2018 году выручка компании составила 4,7 млрд. долл. На данный момент на Ctrip приходится 10% рынка туристических услуг в Китае. Рост Ctrip.com обусловлен стратегическими инвестициями и использованием цифровых технологий. Компания является сторонником использования анализа данных при принятии управленческих решений, выступает организатором совместного эксперимента Стэнфорда Пекинского университетов по оценке эффективности удаленной работы сотрудников и имеет собственную онлайн платформу бронирования, которая сочетает анализ потребностей клиентов с технической экспертизой Ctrip.
► Превратить пользовательский контент в бизнес
CrowdRiff открыл туркомпаниям доступ к безграничному числу пользовательских фотографий. Маркетинговая платформа для визуального контента с элементами ИИ позволяет туристическим компаниям с лёгкостью использовать фотографии и видео, которые размещают туристы в соцсетях, в маркетинговых целях. На текущем этапе клиентская база проекта включает свыше 700 туристических компаний в более чем 30 странах мира.
► Помочь престижным отелям найти талантливых сотрудников
Растущая популярность гостиничного бизнеса, сопровождающаяся низкой квалификацией специалистов, стала предпосылкой
к созданию Hosco – крупнейшей сети, связывающей специалистов, отели и школы гостиничного бизнеса по всему миру. Так работодатели получили доступ к большой онлайн базе талантов
со всего мира, а студенты получили возможность работать в лучших компаниях отельного бизнеса. Сеть объединила около 350 тысяч специалистов, 260 школ и университетов, а также 5000 работодателей по всему миру. Примечательно, что от 40% до 85% пятизвёздочных отелей в Париже, Лондоне, Женеве, Барселоне
и Дубае пользуются решениями Hosco.
► Занять 3-е место в рейтинге Power List
Международная компания American Express Global Business Travel занимается организацией деловых поездок и встреч. Её выручка
за 2016 год составила $31,1 млрд. Мобильные и десктопные приложения компании работают на всей цепочке поездки:
В 2019 году активное развитие продолжается, и проект выходит
в новые регионы, а число доступных отелей уже увеличено на 2 млн. объектов.
Strategy Partners (АО «СПГ») — ведущий российский стратегический консультант, с 2010 года является дочерним обществом ПАО Сбербанк. Компания специализируется на услугах по разработке бизнес-стратегии и внедрению операционных улучшений для среднего и крупного бизнеса, государственных институтов в России и странах СНГ, реализует проекты в сфере цифровой трансформации компаний, отраслей, регионов и городов.
Стройте успешную карьеру, развивайте личный бренд и применяйте накопленный опыт в решении масштабных бизнес-задач, капитализируя свои навыки и знания.
Получите знания и опыт мирового уровня, построив карьеру в российской компании — лидере стратегического консалтинга.
Примените экспертные знания, поделитесь нестандартным взглядом на привычные процессы, работая на проекте с командой экосистемы Сбера.