Лучшие мировые практики цифровой трансформации туристической деятельности

В рамках Восточного экономического форума основатель и президент Strategy Partners Александр Идрисов представил доклад на тему «Лучшие мировые практики цифровой трансформации туристической деятельности». Он рассказал о трендах, цифровых решениях, как ключевом элементе развития туризма, а также представил интересные кейсы из области туризма.

Мировые тренды в туризме включают четыре основных тенденции: платформы, sharing economy, революцию впечатлений и технологические гаджеты

  • Цифровые платформы предоставляют потребителям доступ ко всему миру, а туристическим компаниям стимул для внедрения лучших мировых практик. 
  • Sharing Economy в корне меняет роли между поставщиками потребителями туристических услуг. 
  • Революция впечатлений: онлайн отзывы, peer reviews и контент, генерируемый туристами – все это усиливает позиции потребителей.
  • Технологические гаджеты – носимые устройства, интернет-вещей, чат-боты, виртуальная реальность – переворачивают представление о будущем туризма.

В настоящий момент цифровые решения – ключевой элемент развития туризма во всех элементах цепочки создания стоимости. Так, лоукостеры делают доступными любые уголки мира, платформы в области глобального транспорта объединяют услуги в сфере транспорта и проживания, sharing-услуги выводят на новый уровень доступность проживания для ограниченных по бюджету потребителей, а агрегаторы предложений дают возможность легко и быстро сравнивать цены, условия и оценку услуг другими потребителями.

Что показывает мировой опыт

В Канаде 23% туристических компаний используют цифровые технологии во всей цепочке создания стоимости. На территории страны действует «Цифровая идентификация путешественника», когда данные паспорта находятся в цифровом виде, а потому нет необходимости носить бумажный вариант с собой.

В то же время в Японии прошел запуск 5G связи, в Китае уже создано более 500 «умных городов» и формируется база данных нарушителей в сфере туризма, а Таиланд работает над развитием инфраструктуры аэропортов для снижения загруженности терминалов.

Мировой опыт развития регионального туризма говорит о необходимости сочетать несколько подходов, включая использование цифровых решений. Это значит, что не стоит пытаться обойти (и ни в коем случае не противодействовать!) динамичные силы, оказывающие влияние на глобальный рынок туризма. Цифровая революция рождает новые, ранее недоступные направления для путешествий, а многие традиционные туристические направления переживают свое второе рождение. В свою очередь, комплексный подход к развитию туризма позволяет снизить общие риски и повысить эффекты.

Прогнозы

Ключевые тренды цифровизации в основном повторяют мировые тенденции, но иногда возможна задержка на несколько лет. Фактор технологичных гаджетов пока остается не значимым для российского рынка, но его влияние станет ощутимым уже через 5-7 лет. Так, в ближайшем будущем ожидается, что онлайн бронирование и заказ туров продолжит оставаться ключевым сегментом при заказе туров, а российский турист будет все больше становиться самостоятельным – особенно в верхних сегментах рынка.

По результатам аналитики можно сделать вывод, что следование рекомендациям позволяет повысить эффективность внедрения стратегии развития регионального туризма.

Проектам в сфере туризма стоит придерживаться целевого характера действий для развития регионального туризма, сочетать общие меры поддержки с внедрением цифровых технологий, вовлекать частный бизнес, поддерживать начинания на местном уровне и развивать транспортную и гостиничную инфраструктуру.

Не стоит пытаться противостоять цифровой революции и опускать руки из-за климата, дорог, комаров или отсутствия цивилизации – современный турист отчаянно хочет новых впечатлений и возможности ими поделиться. 

Лучшие кейсы из туристического сектора

Согласно Travel Weekly 2016 PowerList, в топ крупнейших туристических компаний мира по объему выручки за 2016 год вошли Expedia Group, Priceline Group (part of Booking Holdings), American Express Global Business Travel, Carlson Wagonlit Travel, BCD Travel, HRG North America, FC / Liberty Travel USA, Travel Leaders Group и Fareportal / Travelong.

Расскажем подробнее о формировании бизнес-модели и успехах некоторых туристических компаний.

► За 10 лет увеличить капитализацию в 25 раз

Booking Holding – американская компания, владеющая системами бронирования отелей в туристической сфере. Компания также владеет агрегатором авиабилетов, аренды автомобилей и другими сервисами. За счет инновационного подхода и масштабирования бизнеса за 10 лет они увеличили капитализацию в 25 раз.

Эта компания одной из первых открыла концепцию онлайн-агрегатора в сфере туризма, став уверенным лидером рынка. Благодаря их глобальной платформе владельцы объектов получают мгновенный и удобный доступ к глобальной клиентской базе – через вебсайт или мобильное приложение.

 

► Открыть успешную концепцию онлайн-заказа такси

Примером того, как технологичное и удобное решение позволило «взорвать» традиционный рынок перевозок, стал Uber.
Uber Technologies – компания, создавшая приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей, а позже – сервис по доставке еды из ресторанов в городах.

Предпосылками к формированию бизнес-модели стали высокая стоимость услуг на перевозки в мегаполисах, неудобный процесс заказа и оплаты услуг, низкое качество сервиса, проблемы с длительностью поездок, а также отсутствие гибкости при запланированных перевозках (аэропорт, вокзал, отель). Сегодня Uber Technologies занимает 69% рынка пассажирских перевозок  автотранспортом и 25% рынка доставки еды в США.

► Повлиять более чем на 430 миллионов путешествий по всему миру

В 2017 г. TripAdvisor привлёк в туристический бизнес примерно $550 млрд, что составило 10% от общего объема туристического рынка.

В том же году сайт повлиял более, чем на 430 миллионов путешествий по всему миру. Эта компания позволила клиентам чувствовать себя экспертами, а рестораторам дала доступ к удобному инструменту продвижения.

 

► Стать лидером услуг онлайн бронирования в Китае

Ctrip.com International, Ltd. – ведущий китайский поставщик туристических услуг: бронирование, билеты, туры и корпоративные путешествия. В 2018 году выручка компании составила 4,7 млрд. долл. На данный момент на Ctrip приходится 10% рынка туристических услуг в Китае.

Рост Ctrip.com обусловлен стратегическими инвестициями и использованием цифровых технологий. Компания является сторонником использования анализа данных при принятии управленческих решений, выступает организатором совместного эксперимента Стэнфорда Пекинского университетов по оценке эффективности удаленной работы сотрудников и имеет собственную онлайн платформу бронирования, которая сочетает анализ потребностей клиентов с технической экспертизой Ctrip.

 

► Превратить пользовательский контент в бизнес

CrowdRiff открыл туркомпаниям доступ к безграничному числу пользовательских фотографий. Маркетинговая платформа для визуального контента с элементами ИИ позволяет туристическим компаниям с лёгкостью использовать фотографии и видео, которые размещают туристы в соцсетях, в маркетинговых целях. На текущем этапе клиентская база проекта включает свыше 700 туристических компаний в более чем 30 странах мира.

► Помочь престижным отелям найти талантливых сотрудников

Растущая популярность гостиничного бизнеса, сопровождающаяся низкой квалификацией специалистов, стала предпосылкой к созданию Hosco – крупнейшей сети, связывающей специалистов, отели и школы гостиничного бизнеса по всему миру. Так работодатели получили доступ к большой онлайн базе талантов со всего мира, а студенты получили возможность работать в лучших компаниях отельного бизнеса.

Сеть объединила около 350 тысяч специалистов, 260 школ и университетов, а также 5000 работодателей по всему миру. Примечательно, что от 40% до 85% пятизвёздочных отелей в Париже, Лондоне, Женеве, Барселоне и Дубае пользуются решениями Hosco.

 

► Занять 3-е место в рейтинге Power List

Международная компания American Express Global Business Travel занимается организацией деловых поездок и встреч. Её выручка за 2016 год составила $31,1 млрд. Мобильные и десктопные приложения компании работают на всей цепочке поездки: от планирования и заказа до анализа и оценки. Также American Express Global Business Travel имеет партнерское соглашение с Lola.com – это корпоративное приложение для управления командировками.

В 2019 году активное развитие продолжается, и проект выходит в новые регионы, а число доступных отелей уже увеличено на 2 млн. объектов.


Справка:

Strategy Partners — команда консультантов № 1.

30 лет мы помогаем нашим Клиентам достигать поставленных целей и адаптироваться к изменениям. На это работают сильнейшие отраслевые команды.

Strategy Partners — дочерняя компания Сбера, а значит, на наших Клиентов работают возможности одного из крупнейших банков России и ведущих глобальных финансовых институтов.

Мы поддерживаем компании на любом этапе развития: анализируем рынки, создаем и внедряем стратегии, оптимизируем процессы и системы управления, готовим инвестиционные проекты к привлечению финансирования, сопровождаем сделки M&A и выход на IPO, внедряем цифровые решения и оказываем инжиниринговые услуги.

04.09.2019

Поделиться

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики