8 июля по инициативе АРПП «Отечественный софт» состоялся семинар, посвященный реализации Методических рекомендаций по цифровой трансформации для госкомпаний. На онлайн-площадке Комитета по цифровой трансформации АРПП встретились компании-разработчики ПО и представители Минцифры, ЦКИКТ, Strategy Partners, а также других госкомпаний и госкорпораций.
С полным обзором структуры и показателей Методических рекомендаций выступил Алексей Дорожко, заместитель директора Департамента развития ИТ-отрасли Минцифры. В начале своего доклада он рассказал о текущем состоянии цифровой трансформации в госкомпаниях. Так, в 2020 году стратегии цифровой трансформации были утверждены у 31% госкомпаний, у 57% - назначены руководители, ответственные за переход на «цифру». Эти показатели превышают данные 2019 года, что, по словам представителя Минцифры, говорит об успешном темпе цифровизации. Среди сдерживающих факторов трансформации - недостаток знаний в госкомпаниях о технологиях и поставщиках, непонимание эффектов от цифровых решений и современных финансовых инструментов.
Тем не менее, согласно директивам Правительства РФ, реализация стратегий цифровой трансформации и планов импортозамещения предусматривает к 2030 году увеличение вложений в отечественные ИТ-решения не менее чем в 4 раза, в сравнении с показателем 2019 года. Таким образом, ежегодный прирост инвестиций госкомпаний в российское ПО с 2021 по 2024 год составит 15%. К 2024 году доля расходов акционерных обществ на закупку отечественного ПО должна достичь 70%. Также государством предусмотрены меры финансовой поддержки госкомпаний при цифровом переходе. Это льготное кредитование со ставкой 1-5% и льготный лизинг от 3%.
О подходах к оценке стратегий цифровой трансформации рассказал Игорь Кононов, директор департамента экспертно-аналитических работ Центра компетенций по импортозамещению в ИКТ. Как отметил спикер, предметами анализа при формировании стратегии, в первую очередь, должны стать: стратегические цели и драйверы госкомпании, процессы и функции подразделений, данные и их хранение/использование, ИТ-инфраструктура и физическая инфраструктура. В своем выступлении Игорь Кононов перечислил экономические, технологические и стратегические цели работ по созданию цифровых стратегий. Также он представил этапы процесса разработки и реализации стратегий цифровой трансформации.
В продолжение темы Антон Точин, руководитель проектов консалтинговой компании Strategy Partners, разработчик Методических рекомендаций, подробно описал основные этапы, которые предприятия последовательно проходят при цифровой трансформации: от применения отдельных цифровых инициатив до внедрения новых бизнес-моделей. Как отметил Антон, уже есть успешные примеры перехода.
По данным Strategy Partners, наиболее высокие темпы цифровизации сегодня демонстрирует отрасль «Транспорт и логистика»: более 55% компаний уже реализуют стратегии цифровой трансформации. Для построения эффективной стратегии госкомпании, подчеркнул спикер, нужно ответить на 3 ключевых вопроса «что?», «как?» и «зачем?» в контексте 7 основных направлений цифровой трансформации: бизнес-модели, взаимодействия с потребителями, операции и цепочки поставок, поддерживающие функции, цифровая инфраструктура и данные, цифровые кадры и модель управления.
С инициативами, направленными на эффективную реализацию цифровой трансформации, на семинаре выступили члены Ассоциации «Отечественный софт», компании-разработчики ПО.
Так, в ходе дискуссии Игорь Кириченко, глава Комитета по цифровой трансформации АРПП, CEO NAUMEN, предложил сформировать карту российских ИТ-продуктов для цифровой трансформации. По его словам, сегодня отсутствует принятая универсальная методология реализации цифровой трансформации и карта отечественного ПО.
«В сентябре истекут 5 месяцев, отведенные госкомпаниям для подготовки стратегий цифровой трансформации. Помимо сжатых сроков, корпорации столкнулись с нехваткой информации о российских технологиях и похожих успешных кейсах. Мы предлагаем наладить прямую коммуникацию между госкомпаниями и разработчиками и дополнить уже существующий открытый Каталог совместимости российского ПО специальными разделами решений для цифровой трансформации. В Каталог уже сейчас входит более 9 тысяч продуктов из Реестра отечественного ПО, и будут добавлены кейсы реализации проектов внедрений на их основе, с указанием достигаемых экономических эффектов. Также будет отражена привязка цифровых решений к дорожным картам и федеральным проектам, входящим в нацпроект «Цифровая экономика», и одному или нескольким из 20 КПЭ - для мониторинга реализации стратегий, которые были опубликованы Минцифры и лежат в основе директив по цифровой трансформации госкомпаний», - заявил Игорь Кириченко.
Иван Панченко, глава Комитета по интеграции ПО АРПП «Отечественный софт», замгендиректора Postgres Professional, добавил, что Ассоциация готова со своей стороны помогать госкомпаниям с предоставлением качественной информации об отечественных цифровых решениях. Каталог совместимости ПО, созданный АРПП в феврале прошлого года, дополняет Единый Реестр более детальной информацией, собираемой непосредственно у поставщиков ПО. Целью каталога является предоставление актуальной и достоверной информации об отечественных программных продуктах тем, кто принимает решение об их выборе и использовании.
Подводя итоги встречи, Ренат Лашин, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт», отметил важность диалога между вендорами и представителями госкомпаний в процессе цифровой трансформации. По его словам, именно отечественные разработчики представляют сегодня высококлассный центр компетенций по разработке софта для цифровой трансформации и имеют высокий уровень экспертизы.
Видеозапись семинара доступна по ссылке.
Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и
находить эффективные решения для достижения целей. На это работают
сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и
сотни реализованных проектов.
Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам
возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление
— Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и
действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и
входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и
консалтинг» по версии рейтинга RAEX.
На сайте используются cookie