В прошлом году российские торговые сети в ответ на макроэкономические вызовы были вынуждены пересматривать свои стратегии, однако речь прежде всего шла не о сокращении затрат, а об отказе от развития в тех сегментах, где выручка снизилась. Так, компания X5 Group в 2022 году почти на 2% сократила количество супермаркетов «Перекресток» и закрыла 64% гипермаркетов «Карусель», при этом в 7 раз увеличив количество жестких дискаунтеров «Чижик». Целый ряд ретейлеров пересмотрел планы развития до сих пор не вышедшего на самоокупаемость направления e-commerce, исключив из этих планов экспансию в регионы с низким покупательским потенциалом.
Статьи расходов, которые российские торговые сети чаще всего сокращали в прошлом году
Если говорить непосредственно о сокращении затрат, то прежде всего ретейлеры стремились уменьшить те затраты, которые резко возросли из-за нарушения логистических цепочек, изменения конъюнктуры закупок и удорожания расходных материалов (упаковка, кассовые ленты и т. п.). В ответ на эти вызовы ретейлеры разрабатывали схемы альтернативных поставок продукции и расходных материалов, пересматривали поставщиков и вносили изменения в ассортиментные матрицы продуктов. Это затраты на закупку продукции у поставщиков, на логистику и транспорт.
Также отдельные ретейлеры вели с арендодателями переговоры о сокращении расходов на аренду (в частности, на аренду площадей в торговых центрах, где снизился потребительский трафик из-за ухода иностранных брендов). Иногда договориться удавалось, но не все арендодатели, зачастую пострадавшие не меньше ретейлеров, были готовы уступить.
Расходы, на которые не снижали объем финансирования
Российские ретейлеры в условиях дефицита предложения труда не стремились принимать меры по сокращению персонала и урезанию зарплат и соцпакетов. Отдельные игроки рынка внедряли технологические решения, нацеленные на сокращение персонала (RFID-технологии для оптимизации складского учета, кассы самообслуживания и т. п.), однако эти меры не были массовыми и не оказывали значимый эффект на размер ФОТ. При этом по итогам 2022 года отдельные ретейлеры (которым удалось увеличить выручку) смогли снизить долю ФОТ в выручке. Этого они добились, отказавшись от индексации зарплат пропорционально росту цен на продукты.
Ретейлеры также не стремились снижать расходы на маркетинг и рекламу, столкнувшись с возросшей конкуренцией (если не учитывать частично вынужденное сокращение расходов на диджитал-маркетинг из-за ухода Google Ads из России, блокировки отдельных соцсетей и т. п.). Большинству ретейлеров, напротив, пришлось в данных условиях увеличить промоактивность по сравнению с прошлым годом.
Прогноз на 2023 год
Российские ретейлеры постоянно, а не только в кризисные времена, обращают пристальное внимание на повышение операционной эффективности и оптимизацию затрат, и в 2023 году не стоит ждать перемен в этом отношении. В наибольшей степени торговые сети будут фокусироваться на оптимизации своих операций, связанных с электронной коммерцией, — этот канал в последнее время был одним из главных драйверов роста выручки ретейлеров, но одновременно приносил убытки.
Ожидается, что ретейлеры продолжат уходить из регионов с низким покупательским потенциалом и будут пересматривать планы экспансии в подобные территории. Компании будут отказываться от модели экспресс-доставки с дорогой логистикой или ограничивать этот формат городами-миллионниками и территориями с высокой плотностью населения. Также ретейлеры пересмотрят условия сотрудничества с агрегаторами, берущими высокие комиссии, и будут искать новых партнеров (и, возможно, переходить на собственную доставку).
Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и
находить эффективные решения для достижения целей. На это работают
сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и
сотни реализованных проектов.
Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам
возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление
— Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и
действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и
входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и
консалтинг» по версии рейтинга RAEX.
На сайте используются cookie