Цифровая трансформация транспорта и логистики: готовность российских компаний

Исследование цифровой зрелости отрасли транспорта и логистики было подготовлено в рамках проекта Министерства цифрового развития при поддержке Министерства транспорта и Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». В формате онлайн-сессии результаты исследования обсудили представители Минцифры и Минтранспорта, ОАО «Российские железные дороги», ФГУП «Росморпорт», «Совтрансавто» и ВЭБ.РФ. 

80% компаний транспортной отрасли России внедряют новые бизнес-модели на основе цифровых технологий. 55% компаний уже приступили к реализации собственных стратегий цифровой трансформации. В отрасли созданы и действуют цифровые платформы. При этом главные барьеры цифровизации транспорта – наличие кадров и компетенций, доступность финансовых ресурсов и «зрелость» экосистемы поставщиков цифровых решений. Таковы результаты исследования Strategy Partners, представленного на онлайн-сессии «Цифровой транспорт и логистика – 2020: транспортная отрасль России на пути к «цифровой зрелости», которую провели Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), Strategy Partners и Фонд Росконгресс при поддержке Минтранса и Минцифры России.


Цифровая трансформация — одна из национальных целей развития России до 2030 года, определенных указом президента России Владимира Путина. В процессе цифровизации транспортной отрасли поставлены определенные цели, но как они будут достигаться — вопрос большой проработки, заметил замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Андрей Черненко.

«Очень много технологий уже используется в отрасли, уровень развития на транспорте и логистике очевидно высокий, но нельзя останавливаться на достигнутом и надо проблемы отрабатывать», — рассказал Андрей Черненко.

Он добавил, что в стратегии важно выстроить механизм оценки изменений.

 

Компания Strategy Partners представила результаты исследования цифровой готовности отрасли. Пилотное исследование цифровой зрелости одной из ключевых отраслей России проводилась по заказу Минцифры при поддержке Минтранспорта. Исследование проводилось одновременно с разработкой методических рекомендаций и по цифровой трансформации госкомпаний, и результаты исследования были учтены в рекомендациях.

Цели исследования – выявить ключевые факторы цифровой трансформации отрасли в целом, определить сильные стороны и барьеры для цифровой трансформации отрасли, отдельных секторов и компаний, определить приоритеты для государственной политики по ускорению цифровой трансформации.

Источники данных – международный опыт и статистика, опрос ключевых компаний отрасли, а также наблюдение за изменением отрасли в мире с точки зрения бизнес-моделей и цифровых решений. В оценку были включены такие сегменты, как авиа, железная дорога, авто, водный и городской транспорт.

Исследование показало, что в России сложились предпосылки для цифровой трансформации отрасли. Если подтянуть отрасль грузовых перевозок до странового уровня цифровизации, это позволит вдвое сократить отставание от сравнимых стран. Ключевыми барьерами по результатам опроса стали цифровые кадры, финансирование, стандарты и регулирование в отрасли.

«Цифровая трансформация – не цель, а средство. Она должна решать ключевые задачи получения конкурентоспособности отрасли транспорта и логистики. Отрасль «транспорт и логистика» – ключевой драйвер конкурентоспособности экономики многих стран», – отметил Алексей Праздничных.

 
 

 

Один из ключевых элементов готовности отрасли – уровень цифровизации самих компаний. В оценку уровня цифровой готовности входят 7 элементов: бизнес-модель и стратегия, цифровизация взаимодействия с потребителем, цифровизация операций, цифровизация поддерживающих функций, цифровая инфраструктура, цифровые кадры и культура и модель управления цифровой трансформацией.

По ключевым сферам деятельности компании добились наибольшего прогресса в цифровизации взаимодействия с потребителями, на втором месте по уровню цифровизации – операционная деятельность, а на последнем третьем месте – цифровизация поддерживающих функций (HR, Закупки и Финансы). Необходимо уделить отдельное внимание мерам по стимулированию цифровизации в поддерживающих функциях.

«87% компаний ответили, что идут в «полную цифровизацию». 66% компаний планируют внедрять новые бизнес-модели, но при этом будут поддерживать существующую бизнес-модель будут сохранять. 14% компаний перейдут полностью на новую бизнес-модель. 55% компаний уже приступили к реализации стратегий цифровой трансформации. У 31% компаний стратегия цифровой трансформации отсутствует», – рассказал Антон Точин, руководитель центра Цифровых трансформаций Strategy Partners.

 

 
 

Директор Департамента цифровой трансформации Минтранса России Дмитрий Баканов подчеркнул, что результаты исследования помогут более точечно сконцентрировать меры поддержки для преодоления зафиксированных барьеров на ранней стадии и повышения эффективности цифровизации по секторам с наименьшей готовностью.

«С привлечением МГУ, ведущих компаний и экспертов, участников и партнеров Ассоциации ЦТЛ мы разработали стратегию цифровой трансформации отрасли до 2035 года. В ближайшее время проведем публичную презентацию и направим документ министру транспорта на утверждение, – рассказал Дмитрий Баканов. – Наши целевые показатели – обеспечение отрасли к 2035 году на 100% цифровыми решениями и инфраструктурой мультимодальных перевозок, внутренних и международных транспортных коридоров, а также массовое применение всех видов беспилотного транспорта».

 

Эксперты в формате блиц-опроса ответили на два вопроса:

✔ Можете ли вы представить, что потребитель и бизнес в один клик сможет решать проблемы? К какому году это может произойти?

✔ Какие есть барьеры и драйверы цифровой трансформации? К какому году отрасль может быть оцифрована на 100%?

К драйверам отрасли в плане цифровой трансформации Дмитрий Баканов отнёс тесное взаимодействие с корпоративным сектором. Бизнес развивается значительно быстрее государственных сегментов, так как ему нужна другая степень эффективности. К барьерам Дмитрий Баканов относит нормативную составляющую, которая иногда не помогает, а мешает, и при этом запаздывает.

Алексей Праздничных считает, что результаты трансформации можно получить в течение 2-3 лет, но существенные изменения в транспорте, включая автономный, будут видны на горизонте 10 лет. В числе драйверов отрасли он выделил динамику: отрасль меняется, появляются новые игроки, новые бизнес-модели. А к важным вызовам для отрасли он отнёс необходимость сбора специализированных данных на уровне компаний и отрасли.

Антон Точин уверен, что драйвером для цифровой трансформации отрасли являются предпочтения потребителей: они хотят получать услуги удобно, быстро и гибко. А барьер – сопротивление людей в принятии новой технологии. Существенные изменения, по его мнению, мы увидим к 2030 году.

Антон Замков, директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), генеральный директор «РТ-Инвест Транспортные Системы», относит к основным барьерам нормативные. А драйвером служит необходимость бизнеса повышать эффективность, снижать издержки – в решении этих задач компаниям должна помогать цифровая трансформация.

Андрей Черненко, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, отмечает, что во время пандемии мы стали свидетелями изменения отношения к логистике и услугам. Изменился и подход к цифровым сервисам и их востребованности. В этой ситуации к драйверам трансформации отрасли можно отнести возможность развития государственно-частных партнёрств и вовлечения частных инвестиций. К барьерам Андрей Черненко относит работу с данными, вопросы информационной безопасности, а также внутреннюю готовность самих компаний к цифровой трансформации, которая связана с квалификацией сотрудников и бизнеса. Министерство, по словам Андрея Черненко, ставит себе задачу решить многие проблемы течение ближайших пяти лет.

 

Скачать краткий отчет по результатам исследования «Цифровая трансформация транспорта и логистики: готовность российских компаний» можно по ссылке 

 
Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики