28 апреля на площадке Общественной палаты РФ представлен второй аналитический отчет «Трамвайный и троллейбусный транспорт в России. Итоги 2021–2022 годов», подготовленный Первой компанией транспортной инфраструктуры совместно с компанией Strategy Partners, Центром развития транспорта общего пользования Российского университета транспорта (ЦРТОП РУТ(МИИТ), Российской академией транспорта и Международной ассоциацией предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ). Данный отчет продолжает серию отчетов о функционировании городского электрического транспорта (ГЭТ) как неотъемлемой части общественного транспорта.
Основным выводом данного отчета стало фактическое подтверждение потребности в государственной программе развития ГЭТ в России, о которой было заявлено на парламентских слушаниях в 2022 г. Прогноз потребностей транспорта общего пользования на ближайшие семь лет (до 2030 г.) и возможностей транспортных предприятий по обновлению подвижного состава имеет разрыв в размере от 49,1 до 63,5 млрд руб. в год или 500–650 млрд руб. до 2030 г.
Кроме того, планирование производства подвижного состава ГЭТ должно стать важным элементом государственной политики в области транспортного машиностроения. Для полного обновления подвижного состава до 2030 г. потребуется производить 541 трамвайный вагон и 886 троллейбусов в год.
Российская Федерация продолжает оставаться в числе мировых лидеров в развитии городского электротранспорта как по количеству работающих систем и протяженности линий, так и по количеству эксплуатируемого подвижного состава.
Городской наземный электротранспорт — троллейбус и трамвай — присутствует в 60 регионах, это 110 городов, 29 совмещенных трамвайно-троллейбусных предприятий, 30 трамвайных компаний и 51 троллейбусное предприятие. Протяженность инфраструктуры городского электротранспорта — 6 817 км, из которых 4 416 км — троллейбусные линии, 2 401 км — трамвайные пути.
Однако в 2022 г. продолжается закрытие транспортных систем в отдельных городах. Сокращение и (или) ликвидация систем ГЭТ в городах осуществляется с целью сокращения бюджетных расходов, при этом маршруты ГЭТ дублируются автобусными маршрутами.
Ошибочное мнение о трамвае как устаревшем виде транспорта, мешающем автомобилям, бытующее с 1995 г., привело к закрытию и сокращению ряда трамвайных систем, в результате чего были сняты самые эффективные трамвайные маршруты в крупнейших городах РФ — Саратове, Нижнем Новгороде, Самаре, Воронеже.
В целом общая протяженность трамвайных путей с 1995 г. сократилась более чем на 21% — с 6,2 до 4,8 тыс. км одиночного пути.
Всего в города России за 2022 г. поставлено 276 новых трамваев, что на 10% больше, чем в 2021 г. (250 ед.). Общие затраты на приобретение трамвайных вагонов составили 22,1 млрд руб.
В разрезе городов максимальное количество трамвайных вагонов было закуплено в Москве и Красноярске. Остальные города заметно уступают лидерам по этому показателю.
Новых троллейбусов было поставлено в 2022 г. 355 ед., что на 1% меньше, чем в 2021 г. В стоимостном выражении это 9,6 млрд руб.
Для реализации программы по приведению парка троллейбусов и трамваев в нормативное состояние в 2024–2030 гг. потребуется в среднем 74,8 млрд руб. ежегодно (в ценах 2022 г.).
Доходы транспорта общего пользования (автобусные перевозки, перевозки ГЭТ и метрополитена) в РФ при возвращении пассажиропотоков на уровень 2019 г. можно оценить в диапазоне от 471 до 634 млрд руб. в год, при этом доходы ГЭТ можно оценить в размере от 59,2 до 88,7 млрд руб. в год. Собственный инвестиционный потенциал ГЭТ на обновление подвижного состава и инфраструктуры можно оценить в размере 11,25–25,71 млрд руб. в год.
Александр Постников, партнер Strategy Partners, отметил:
«Сегодняшний отчет — это не просто отчет о ситуации на рынке ГЭТ в 2022 году, хотя это тоже достаточно важная информация для специалистов отрасли. В данном отчете фактически представлена методика оценки требуемых вложений в обновление подвижного состава в зависимости от поставленных целей и задач государства. Сумма 500–650 млрд руб. до 2030 года, необходимая для обновления трамваев и троллейбусов, посчитана с учетом заданных в отчете целевых условий. Поставив в отрасли обоснованные цели, подтвержденные бюджетом, можно заключать долгосрочные контракты с производителями подвижного состава, развивать базу поставщиков комплектующих, в итоге снижая стоимость конечной продукции без снижения ее потребительских свойств».
Стройте успешную карьеру, развивайте личный бренд и применяйте накопленный опыт в решении масштабных бизнес-задач, капитализируя свои навыки и знания.
Получите знания и опыт мирового уровня, построив карьеру в российской компании — лидере стратегического консалтинга.
Примените экспертные знания, поделитесь нестандартным взглядом на привычные процессы, работая на проекте с командой экосистемы Сбера.