Strategy Partners представила результаты исследования «Женское лидерство». Анализ оценивает текущий уровень развития женского лидерства в российских компаниях и выявляет особенности продвижения женщин по карьерной лестнице от момента собеседования до менеджерских позиций.
В исследовании приняли участие 513 респондентов, 78% из которых — женщины. 48% опрошенных находится в возрасте от 26 до 40 лет, примерно половина участников имеет одно высшее образование, и 46% обладают двумя высшими образованиями, кандидатской или докторской степенью. Подавляющее большинство респондентов (85%) — наемные работники, при этом доля наемных работников среди женщин немного превышает такую долю среди мужчин (86 против 80%).
В 2022 году Россия заняла 81 место среди 156 стран в индексе гендерного разрыва, опубликованном Всемирным экономическим форумом. Эксперты отмечают, что Россия активно сокращает неравенство в доступе к образованию и успешно справляется с задачей уменьшения разрыва в экономическом участии.
Одним из ключевых выводов исследования является актуальность проблемы совмещения работы и материнства, названная 62% респондентов главным препятствием в карьерном продвижении женщин, что указывает на необходимость разработки и внедрения политик, обеспечивающих баланс между профессиональной и личной жизнью. Такие проблемы, как патриархальные ценности (50%) и психологический фактор (42%), также были выделены как существенные препятствия.
Главным препятствием для карьерного продвижения большинство (62%) женщин назвали необходимость совмещать карьеру и материнство
При этом 45% опрошенных считают, что у мужчин и женщин одинаковые возможности, а 2% — что у женщин возможностей больше. Стоит отметить, что за то, что возможности равные, высказались 62% мужчин и лишь 40% женщин.
На такое распределение ответов среди респондентов могу влиять несколько факторов: вступивший в силу в 2022 году приказ Минтруда России о снятии ограничений с 356 профессий, ранее недоступных женщинам, таких как должности в авиации, на бортах морских судов, за рулем большегрузных автомобилей или на производствах тяжелой промышленности. Еще один фактор — унаследованная от Советского Союза система дошкольного и школьного образования, позволяющая женщинам работать полный день и реализовываться в профессии.
Несмотря на очевидные вызовы, крайне небольшое количество российских компаний имеют программы-треки для сотрудниц или «женские клубы», направленные на обмен опытом в различных аспектах жизни и карьеры. Этот факт подчеркивает важность создания среды, способствующей поддержке и развитию женского лидерства.
Крупные корпорации играют ключевую роль в продвижении темы женского лидерства через разработку собственных программ, инициатив и просветительских мероприятий.
Отдельный блок исследования был посвящен проблеме дискриминационных вопросов на собеседованиях. Три из четырех респондентов сталкивались при приеме на работу с вопросами о наличии детей и большинство опрошенных — с вопросами о планировании декретного отпуска. Также с заметной частотой, как у мужчин, так и у женщин, встречается интерес к семейному положению. Ввиду этого актуальным является обучение рекрутеров и HR-специалистов принципам беспристрастного подбора персонала.
Трое из четырех респондентов (76%) сталкивались на собеседовании с вопросами о наличии детей
Исследование сформировало общую картину в отношении потенциальной дискриминации при продвижении по служебной лестнице на основе реального опыта опрошенных. 28% женщин сталкивались с тем, что работодатель отдавал предпочтение кандидатам противоположного пола. Основными причинами такого выбора женщины назвали наличие семьи, потенциальный декрет и возможные проблемы с интеграцией в коллектив мужчин-руководителей.
Главными качествами, способствующим продвижению женщин по карьерной лестнице, респонденты назвали «профессионализм», «целеустремленность», «уверенность в себе».
Исследование Strategy Partners представляет собой обширный обзор текущей ситуации и формулирует рекомендации по разработке социальных инклюзивных механизмов, используя лучшие практики стран-лидеров. Исследование может стать ресурсом для компаний, стремящихся создать более справедливое и разнообразное рабочее пространство.
Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и
находить эффективные решения для достижения целей. На это работают
сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и
сотни реализованных проектов.
Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам
возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление
— Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и
действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и
входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и
консалтинг» по версии рейтинга RAEX.