В наших исследованиях мы определяем тенденции, приводим статистику и даем прогнозы развития ключевых отраслей экономики. Компании могут использовать эти данные для разработки стратегий и повышения эффективности.
Компания Strategy Partners опубликовала ключевые выводы исследования «Анализ лучших практик ведущих технических университетов мира». Работа посвящена изучению подходов инженерных школ к образованию, науке, взаимодействию с индустрией и управлению кампусами. В последние годы некоторые из представленных решений находят аналогии и в практике ведущих технических вузов России.
Список учреждений, которые вошли в исследование:
В исследовании использовались количественные и качественные показатели, а также собрана структурированная информация о подходах образовательных учреждений к развитию.
В этой статье мы кратко описали ключевые принципы и общие итоги. Полная версия исследования включает сравнительный анализ университетов, детальные кейсы и описания организационных моделей.
Чтобы ознакомиться с полным исследованием, скачайте его в формате PDF.
Лучшие технические вузы мира выстраивают свою работу с расчетом на долгосрочный результат. Они осознанно выбирают приоритетные направления, развивают кампусы как комплексные пространства, активно взаимодействуют с индустрией и внедряют современные образовательные форматы. Такие подходы позволяют им повышать конкурентоспособность в условиях глобального рынка образования и науки.
Ведущие технические заведения мира редко пытаются охватить сразу все направления. Как правило, они сосредотачиваются на нескольких приоритетах и развивают в них устойчивое лидерство.
Например:
Такой подход помогает вузам эффективнее использовать ресурсы, выстраивать целенаправленную стратегию, а также создавать команды, готовые работать на пересечении образования, науки и технологий.
Современные университеты развивают кампус не только как учебную площадку, но и как мультифункциональную среду. В кампусах сосредотачиваются лаборатории, исследовательские центры, инкубаторы, общежития и объекты инфраструктуры. Такие пространства становятся центром притяжения — и для студентов, и для преподавателей, и для индустриальных партнеров.
В некоторых случаях кампусная среда может составлять единое пространство, объединяющее образование, исследования и предпринимательство. Например, в кампусе Цинхуа в Пекине работают более тысячи технологических организаций, многие из которых выросли на базе университета.
Похожие подходы реализует Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена — в его кампусе проводят совместные разработки более 400 компаний, включая мировых лидеров.
Лидирующие университеты строят научную деятельность вокруг крупных проектов. В таких проектах работают междисциплинарные команды, а участие студентов в исследовательской деятельности начинается с первых курсов. Это позволяет быстрее запускать исследования, фокусироваться на конкретных задачах и формировать у обучающихся прикладной взгляд на науку.
В Делфтском университете студенты решают задачи совместно с компаниями — Airbus, Siemens, Bosch и другими. Исследовательские приоритеты выстраиваются на пересечении актуальных глобальных и локальных задач — таких как искусственный интеллект, энергетика, материалы, экология и урбанистика. При этом часто создаются собственные подразделения, отвечающие за сопровождение инноваций — от разработки до вывода решений на рынок.
Форматы онлайн-обучения становятся неотъемлемой частью системы высшего образования. Онлайн используется не как замена классическим форматам, а как способ расширить доступ к программам. С этой целью они создают цифровую инфраструктуру: онлайн-платформы, модульные курсы, гибкие траектории, персональные рекомендации, новые модели оплаты.
Например, Georgia Tech реализует одну из самых массовых онлайн-программ магистратуры в мире. Делфтский университет перевел в онлайн около трети всех инженерных курсов. В некоторых случаях обучение возможно с индивидуальным графиком, а оплата — после трудоустройства, в виде процента от дохода выпускника.
Эти решения позволяют расширить аудиторию и сделать обучение доступным для взрослых специалистов, которым важно совмещать образование с работой.
Анализ показал: устойчивое развитие технического вуза связано с наличием команды, способной формулировать стратегию и реализовывать масштабные проекты. Иногда функции стратегического центра сосредоточены на уровне ректора, как, например, в Католическом университете Левена.
В других — принимаются коллегиально, как в Делфтском технологическом.
Объединяет эти подходы высокая вовлеченность управленческой команды в развитие образовательных программ, кампусной инфраструктуры, партнерств и исследований.
Финансирование также складывается из разных источников. Успешные вузы используют многоканальную модель — государственные средства, пожертвования, индустриальные контракты, обучение, доходы от инноваций. Такой подход позволяет лучше управлять финансовыми рисками и находить ресурсы для роста.
Подход к обучению становится все более гибким. Студенту предлагают больше свободы в выборе курсов, форматов и темпах освоения программы. Это позволяет подстраивать обучение под индивидуальные цели — будь то развитие в конкретной области, смена направления или подготовка к работе в индустрии.
Например, в TU Delft студент может выбирать курсы по интересам — около 30% учебного плана составляют дисциплины по выбору. Это дает больше свободы и помогает гибко подстраивать обучение под профессиональные цели.
ITESM (Монтеррейский технологический институт) реализует модель Tec21. Она строится вокруг четырех принципов, один из которых — гибкость образовательных траекторий. В рамках этой модели студенты осознанно выбирают свою специализацию и могут комбинировать блоки, проекты и прикладные курсы под задачи бизнеса. Такой подход помогает учитывать индивидуальные интересы, опыт и карьерные цели учащегося.
Цифровые инструменты становятся неотъемлемой частью учебного процесса и управления университетами. Их используют как для построения индивидуальных траекторий, так и для поддержки взаимодействия между участниками образовательной среды.
Так, KU Leuven внедряет цифровые дашборды, на которых студенты могут отслеживать свой прогресс. Также используются инструменты машинного обучения для анализа данных об обучении и корректировки образовательных решений. Ежегодно запускаются цифровые пилоты, чтобы интегрировать новые форматы и технологии в основную образовательную практику.
Кроме того, университеты используют цифровые платформы не только для образовательных курсов, но и для сопровождения взаимодействия с абитуриентами, выпускниками и индустриальными партнерами. В Georgia Tech и HKUST описана цифровая трансформация административных процессов, в том числе управление поступлением и карьерными сервисами для студентов.
Многие из рассмотренных университетов активно развивают международные партнерства — как в сфере образования, так и в научной деятельности. Эти связи помогают усиливать академические программы, запускать совместные проекты и расширять горизонты для студентов.
Например:
Такая международная активность помогает быстрее осваивать новые направления, адаптировать глобальные практики к своей системе и повышать привлекательность на мировом рынке образования.
Научные исследования требуют не только идей, но и инфраструктуры. Поэтому создаются отдельные структуры, которые отвечают за развитие научных инициатив, инноваций и кооперацию с внешними партнерами. Например, KU Leuven и Цинхуа имеют большое число лабораторий и институтов, включая национальные исследовательские центры и корпоративные R&D-лаборатории, расположенные на кампусах.
Такая организация позволяет университету работать как платформа — соединяя академическую среду, бизнес, государство и стартапы. В RWTH Aachen эту функцию частично выполняет Инструментальная академия, где индустриальные партнеры могут использовать университетскую инфраструктуру для создания и тестирования прототипов.
Материалы исследования показывают, что у каждого учебного заведения — свой путь. При этом у многих из них схожие принципы:
Такие практики не являются универсальной рекомендацией. Однако они могут быть полезны в качестве ориентиров для университетов в разных странах, в том числе для российских технических вузов, формирующих национальные образовательные стратегии.
Чтобы ознакомиться с подробными результатами — кейсами, структурой сравнительного анализа и примерами организационных решений, — скачайте полную версию исследования по ссылке.
В наших исследованиях мы определяем тенденции, приводим статистику и даем прогнозы развития ключевых отраслей экономики. Компании могут использовать эти данные для разработки стратегий и повышения эффективности.
Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и
находить эффективные решения для достижения целей. На это работают
сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и
сотни реализованных проектов.
Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам
возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление
— Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и
действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и
входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и
консалтинг» по версии рейтинга RAEX.
На сайте используются cookie