В наших исследованиях мы определяем тенденции, приводим статистику и даем прогнозы развития ключевых отраслей экономики. Компании могут использовать эти данные для разработки стратегий и повышения эффективности.
В 2025 году вертикальная транспортная инфраструктура в России оказалась в уязвимой точке. После ухода западных производителей и сервисных компаний значительная доля парка лифтов, эскалаторов и траволаторов осталась без квалифицированного сервиса и каналов поставки оригинальных запчастей.
На этом фоне усиление нормативных требований к безопасности эксплуатации создает для отрасли дополнительные риски.
По оценкам профильных ассоциаций, в России эксплуатируется около 600 тыс. лифтов. Значительная часть парка уже достигла или близка к назначенному сроку службы.
В 2023–2024 годах внутреннее производство лифтов росло, но пока динамика не покрывает накопившийся дефицит замены.
Ежегодно необходимо менять 26–30 тыс. устройств для стабилизации возраста парка к 2030 году.
Опору на рынке обеспечивают российские производители. Ключевые игроки:
Более 300 региональных компаний занимаются модернизацией и сервисом.
В среднесрочной перспективе в отрасли ожидаются рост локализации производства, развитие контрактов жизненного цикла, внедрение систем цифрового мониторинга.
Рынок эскалаторов и траволаторов также оказался в сложном положении. Крупнейшие западные компании прекратили новые поставки, а в эксплуатации остаются десятки ТЦ, вокзалов и транспортных узлов, где используется импортное оборудование, установленное еще в 2000–2010-е годы.
Иностранные компании постепенно заменяют российские производители. Комплектующие в основном импортируются из Китая и стран Юго-Восточной Азии, а также Турции.
Важнейшими заказчиками такого оборудования остаются метрополитены, которые поддерживают парк при помощи локальных подрядчиков.
Главная угроза для отрасли — правовые сложности из-за отсутствия аккредитованных инспекционных органов для ежегодного освидетельствования. Это создает риск массовых простоев в ТЦ, на вокзалах и в аэропортах.
В среднесрочной перспективе рынок, вероятно, будет развиваться за счет локального производства и интеграции китайских комплектующих.
Сегмент подъемников для маломобильных граждан в стране развивается наиболее стабильно по сравнению с остальными видами вертикального транспорта. На рынке доминируют отечественные производители, в том числе:
Сервисная база в этом сегменте сильнее, чем у лифтов и эскалаторов, а большая часть компонентов локализована внутри страны. Сервисное обслуживание осуществляют в основном региональные компании.
Перспективы рынка можно оценить позитивно, так как постоянный спрос стимулируется за счет обязательных требований к доступности зданий для людей с ограниченными возможностями. Конкуренция среди российских производителей будет расти, что будет стимулировать развитие новых технологий.
Среди рисков можно выделить нехватку квалифицированного персонала для монтажа и обслуживания оборудования и необходимость контроля качества на этапе установки.
Подробнее ознакомиться с тенденциями отрасли до 2030 года, а также с рекомендациями для бизнеса и государства можно в исследовании Strategy Partners «Перспективы разных типов вертикальных транспортных систем».
В наших исследованиях мы определяем тенденции, приводим статистику и даем прогнозы развития ключевых отраслей экономики. Компании могут использовать эти данные для разработки стратегий и повышения эффективности.
Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и
находить эффективные решения для достижения целей. На это работают
сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и
сотни реализованных проектов.
Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам
возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление
— Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и
действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и
входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и
консалтинг» по версии рейтинга RAEX.
На сайте используются cookie