В наших исследованиях мы определяем тенденции, приводим статистику и даем прогнозы развития ключевых отраслей экономики. Компании могут использовать эти данные для разработки стратегий и повышения эффективности.
Компания Strategy Partners провела исследование цифровой готовности отрасли «Транспорт и логистика» — одного из ключевых сегментов российской экономики. Работа выполнена по заказу Министерства цифрового развития при поддержке Министерства транспорта РФ и Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». Проект стал пилотным в рамках создания методических рекомендаций по трансформации госкомпаний с применением ИТ-решений.
Цель исследования — системно оценить готовность отрасли к цифровой трансформации. В центре внимания оказались как сильные стороны, так и барьеры, с
которыми сталкиваются предприятия при внедрении новых бизнес-моделей и ИТ-инструментов. Отдельное внимание уделено приоритетам для государственной политики — тем направлениям, где нужна поддержка для ускорения перехода к «цифровой зрелости».
Анализ охватил ключевые сегменты:
В качестве источников использовались опросы участников отрасли, международные рейтинги, статистические данные и сопоставление с лучшими мировыми практиками.
Полученные результаты легли в основу предложений по дальнейшему развитию ИТ-повестки в транспортной отрасли России.
В этой статье — краткий обзор ключевых результатов и комментарии экспертов. Чтобы узнать больше о деталях методологии, сравнительном анализе сегментов и практических рекомендациях для компаний и регуляторов — скачайте полную версию исследования по ссылке.
Исследование зафиксировало активное движение транспортной отрасли России в сторону цифровой трансформации. По итогам опроса, 55% компаний уже реализуют свои стратегии цифровой трансформации (ЦТ), а еще 14% формируют или уже сформировали собственные стратегии и дорожные карты. Однако 31% компаний по-прежнему не имеют стратегических ориентиров в этой сфере.
Внедрение новых бизнес-моделей на базе цифровых решений становится нормой: 80% участников исследования заявили о частичном или полном переходе к цифровым форматам ведения бизнеса. 66% организаций стремятся совмещать текущие модели с новыми технологичными решениями. Только 14% рассматривают полную замену традиционной бизнес-модели на цифровую. Еще 7% компаний сохраняют прежнюю модель без цифровизации.
По оценке темпов цифровизации, 50% компаний считают, что отрасль развивается высокими или очень высокими темпами. Наиболее высокие оценки зафиксированы в сегментах почтово-курьерских служб и железнодорожных перевозок, наименьшие — в водных грузоперевозках и пассажирской авиации.
Цифровая зрелость компаний распределяется неравномерно по функциям.
Отдельное внимание уделяется организационной готовности компаний к трансформации. Большинство респондентов уже создали офисы трансформации, назначили ответственных руководителей (CDO) и внедрили базовые элементы цифровой культуры: практики agile, разработку цифровых KPI, работу в гибких командах.
Вместе с тем, внедрение конкретных технологических решений — таких как AI, IoT, цифровое проектирование — в большинстве случаев пока ограничено пилотами и точечными инициативами.
Среди сегментов, наиболее развитыми признаны:
На противоположном полюсе находятся:
Эти различия отражаются и на международных сравнениях. Россия существенно отстает от среднего уровня эффективности использования цифровизации в логистике, особенно в грузовом сегменте. Это подтверждается сопоставлением индекса логистической эффективности (Logistics Performance Index) и индекса цифровизации (Digital Economy and Society Index): российский результат ниже трендовой линии.
Таким образом, цифровая трансформация отрасли уже идет, но уровень зрелости компаний и секторов варьируется значительно. Результаты исследования подчеркивают необходимость фокусной работы по устранению отставания в наименее цифровизированных сегментах и по интеграции цифровых решений в ключевые функции бизнеса.
Несмотря на активное внедрение цифровых решений, компании транспортной и логистической сфер сталкиваются с системными ограничениями, которые сдерживают темпы трансформации. Исследование выявило ключевые барьеры — кадровые, финансовые, технологические и регуляторные. При этом сформировались и устойчивые драйверы, на которых может строиться дальнейшее развитие.
Его обозначили 62% опрошенных компаний. Россия отстает по доле ИКТ-специалистов в экономике: 2,2% против 4,1% в США. Аналогичная ситуация — с выпускниками ИТ-специальностей: 7% от общего числа выпускников в России против 22% в США и 29% в Канаде. Компании испытывают нехватку специалистов с опытом внедрения цифровых решений, в том числе CDO, data scientists, разработчиков и системных архитекторов.
100% компаний используют собственные средства для реализации цифровых проектов, лишь 25% — банковские кредиты. Государственные и венчурные источники практически не задействованы: проектное госфинансирование использует 7% компаний, венчурные фонды — 4%. В результате 46% участников исследования указывают на ограниченность финансовых ресурсов как препятствие к цифровизации.
Большинство компаний закупают ИТ-решения у внешних подрядчиков, не развивая собственные компетенции. При этом в России крайне низкая активность стартапов в сегменте транспорта и логистики — всего 1 стартап на 1 млн человек. Развитие технологических партнерств, инкубаторов и отраслевых акселераторов остается актуальной задачей.
Это также сдерживает цифровую трансформацию. Об этом заявили 43% компаний, а в сегменте железнодорожных перевозок этот показатель выше. Среди системных барьеров — ограничительная роль закона 223-ФЗ, регулирующего закупки с госучастием. Он затрудняет работу с внешними ИТ-партнерами и тормозит внедрение инноваций.
В то же время, исследование фиксирует ряд устойчивых драйверов цифровизации. Среди них:
Таким образом, цифровая трансформация требует не только внутренних усилий со стороны компаний, но и системной поддержки — кадровой, технологической и нормативной.
Результаты исследования цифровой зрелости транспортной отрасли стали поводом для широкой экспертной дискуссии. В онлайн-сессии приняли участие представители Министерства цифрового развития, Министерства транспорта, Strategy Partners, Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», а также крупных отраслевых компаний. Главный фокус обсуждения — как устранить зафиксированные барьеры и масштабировать положительные практики.
По словам директора Департамента цифровой трансформации Минтранса России Дмитрия Баканова, ключевая задача на ближайшие годы — обеспечить цифровыми решениями всю инфраструктуру мультимодальных перевозок, включая внутренние и международные транспортные коридоры.
В стратегических планах — массовое внедрение беспилотного транспорта и комплексная цифровизация отрасли к 2035 году.
Гендиректор «РТ-Инвест Транспортные Системы» и директор Ассоциации ЦТЛ Антон Замков отметил, что ключевым драйвером цифровизации остается запрос со стороны бизнеса на повышение эффективности и снижение издержек. В этой задаче цифровые технологии рассматриваются как практический инструмент, а не абстрактная цель. В то же время он назвал нормативные ограничения одним из наиболее сдерживающих факторов.
Руководитель Центра цифровых трансформаций Strategy Partners Антон Точин подчеркнул, что 87% компаний стремятся к полной цифровизации, а 66% — к внедрению новых моделей, совмещая их с существующими. Однако, по его словам, ключевым вызовом остается внутренняя готовность: «Сопротивление изменениям, кадровый дефицит и недостаток доверия к технологиям — все это тормозит внедрение даже при наличии стратегии».
Партнер Strategy Partners Алексей Праздничных напомнил, что цифровизация транспорта — это не технологическая мода, а инструмент повышения эффективности и конкурентоспособности.
По его словам, при системном подходе результаты могут быть заметны уже через 2–3 года, но существенные изменения, включая внедрение автономного транспорта, ожидаются в десятилетнем горизонте.
Заместитель министра цифрового развития Андрей Черненко отметил, что пандемия изменила восприятие логистики и цифровых сервисов в обществе. Он акцентировал внимание на необходимости выстроить прозрачную систему оценки изменений и усилить государственно-частное партнерство.
Таким образом, позиции участников дискуссии совпадают в ключевом: дальнейшее продвижение требует не только стратегических установок, но и последовательной реализации. Согласованные действия бизнеса, государства и экспертного сообщества позволят преодолеть накопленные барьеры и обеспечить отрасли устойчивый рост.
Исследование показало: вектор задан, инфраструктура формируется, первые результаты уже заметны. Более 50% компаний начали двигаться в сторону цифровой трансформации, активно внедряются сервисы, формируются новые бизнес-модели и организационные практики.
В то же время отрасль демонстрирует высокий уровень неоднородности. Разрыв между лидерами и отстающими сегментами остается существенным. Почтовые, курьерские и железнодорожные компании формируют положительную повестку, тогда как грузовая логистика и водные перевозки требуют целенаправленной поддержки. Общими остаются вызовы, связанные с кадрами, финансами, нормативной средой и зрелостью технологических партнеров.
Эксперты, представители министерств и бизнеса едины во мнении: успех ЦТ — это не вопрос технологий, а результат системной работы всех участников отрасли. Необходимы скоординированные усилия государства, корпоративного сектора и отраслевых институтов. Важно не только формировать стратегии, но и выстраивать устойчивую архитектуру внедрения, оценки и масштабирования решений.
Чтобы подробнее изучить данные, структуру оценки, выводы и рекомендации, скачайте полную версию исследования Strategy Partners.
Документ может стать опорной точкой при разработке собственных программ трансформации, планировании отраслевых сессий и формировании повестки для корпоративных и государственных стратегий.
В наших исследованиях мы определяем тенденции, приводим статистику и даем прогнозы развития ключевых отраслей экономики. Компании могут использовать эти данные для разработки стратегий и повышения эффективности.
Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и
находить эффективные решения для достижения целей. На это работают
сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и
сотни реализованных проектов.
Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам
возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление
— Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и
действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и
входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и
консалтинг» по версии рейтинга RAEX.
На сайте используются cookie