12 ноября 2020
Цифровая трансформация
Транспорт и логистика

Цифровая трансформация транспорта и логистики: готовность российских компаний

Скачать исследование

Компания Strategy Partners провела исследование цифровой готовности отрасли «Транспорт и логистика» — одного из ключевых сегментов российской экономики. Работа выполнена по заказу Министерства цифрового развития при поддержке Министерства транспорта РФ и Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». Проект стал пилотным в рамках создания методических рекомендаций по трансформации госкомпаний с применением ИТ-решений.

Цель исследования — системно оценить готовность отрасли к цифровой трансформации. В центре внимания оказались как сильные стороны, так и барьеры, с

которыми сталкиваются предприятия при внедрении новых бизнес-моделей и ИТ-инструментов. Отдельное внимание уделено приоритетам для государственной политики — тем направлениям, где нужна поддержка для ускорения перехода к «цифровой зрелости».

Анализ охватил ключевые сегменты: 

  • грузовые и пассажирские перевозки, 
  • железнодорожный и водный транспорт, 
  • городскую мобильность, 
  • почту и курьерские службы, 
  • а также инфраструктурные компании. 

В качестве источников использовались опросы участников отрасли, международные рейтинги, статистические данные и сопоставление с лучшими мировыми практиками.

Полученные результаты легли в основу предложений по дальнейшему развитию ИТ-повестки в транспортной отрасли России.

В этой статье — краткий обзор ключевых результатов и комментарии экспертов. Чтобы узнать больше о деталях методологии, сравнительном анализе сегментов и практических рекомендациях для компаний и регуляторов — скачайте полную версию исследования по ссылке.

Транспорт и логистика в России: цифровизация охватывает отрасль, но сохраняется разрыв в зрелости компаний и сегментов

Исследование зафиксировало активное движение транспортной отрасли России в сторону цифровой трансформации. По итогам опроса, 55% компаний уже реализуют свои стратегии цифровой трансформации (ЦТ), а еще 14% формируют или уже сформировали собственные стратегии и дорожные карты. Однако 31% компаний по-прежнему не имеют стратегических ориентиров в этой сфере.

Внедрение новых бизнес-моделей на базе цифровых решений становится нормой: 80% участников исследования заявили о частичном или полном переходе к цифровым форматам ведения бизнеса. 66% организаций стремятся совмещать текущие модели с новыми технологичными решениями. Только 14% рассматривают полную замену традиционной бизнес-модели на цифровую. Еще 7% компаний сохраняют прежнюю модель без цифровизации.

По оценке темпов цифровизации, 50% компаний считают, что отрасль развивается высокими или очень высокими темпами. Наиболее высокие оценки зафиксированы в сегментах почтово-курьерских служб и железнодорожных перевозок, наименьшие — в водных грузоперевозках и пассажирской авиации.

Цифровая зрелость компаний распределяется неравномерно по функциям. 

  • Наибольший прогресс достигнут в области коммуникации с потребителями: онлайн-каналы, сервисы, электронный документооборот и аналитика данных активно внедряются в большинстве сегментов. 
  • Далее следует операционная деятельность: цифровизация логистических процессов, автоматизация технического обслуживания, взаимодействие с контрагентами. 
  • Последними по уровню цифровизации остаются поддерживающие функции, включая HR, закупки, финансы и административную инфраструктуру. Этот разрыв отмечен во всех секторах, включая наиболее цифрово зрелые.

Отдельное внимание уделяется организационной готовности компаний к трансформации. Большинство респондентов уже создали офисы трансформации, назначили ответственных руководителей (CDO) и внедрили базовые элементы цифровой культуры: практики agile, разработку цифровых KPI, работу в гибких командах. 

Вместе с тем, внедрение конкретных технологических решений — таких как AI, IoT, цифровое проектирование — в большинстве случаев пока ограничено пилотами и точечными инициативами.

Среди сегментов, наиболее развитыми признаны:

  • Почтовые и курьерские компании — за счет высокого уровня цифровизации клиентского взаимодействия и логистики.
  • Железнодорожный транспорт — за комплексный подход к созданию организационного и технологического фундамента.
  • Городская мобильность — высокая готовность ИТ-инфраструктуры, активное использование ИТ-платформ, цифровое взаимодействие с потребителями.

На противоположном полюсе находятся:

  • Водные грузоперевозки — единственный сегмент, где отмечено полное отсутствие цифровизации в ряде компаний. Зафиксированы низкий спрос на цифровые продукты и минимальный уровень автоматизации.
  • Грузовая логистика в целом уступает пассажирской по уровню внедрения цифровых решений.
  • Пассажирская авиация — низкая цифровая зрелость, особенно в части бизнес-модели и стратегии, минимальное количество компаний с активными инициативами.

Эти различия отражаются и на международных сравнениях. Россия существенно отстает от среднего уровня эффективности использования цифровизации в логистике, особенно в грузовом сегменте. Это подтверждается сопоставлением индекса логистической эффективности (Logistics Performance Index) и индекса цифровизации (Digital Economy and Society Index): российский результат ниже трендовой линии.

Таким образом, цифровая трансформация отрасли уже идет, но уровень зрелости компаний и секторов варьируется значительно. Результаты исследования подчеркивают необходимость фокусной работы по устранению отставания в наименее цифровизированных сегментах и по интеграции цифровых решений в ключевые функции бизнеса.

Цифровой рост под давлением: ограничения и возможности

Несмотря на активное внедрение цифровых решений, компании транспортной и логистической сфер сталкиваются с системными ограничениями, которые сдерживают темпы трансформации. Исследование выявило ключевые барьеры — кадровые, финансовые, технологические и регуляторные. При этом сформировались и устойчивые драйверы, на которых может строиться дальнейшее развитие.

  • Первый и самый значимый барьер — дефицит цифровых кадров и компетенций. 

Его обозначили 62% опрошенных компаний. Россия отстает по доле ИКТ-специалистов в экономике: 2,2% против 4,1% в США. Аналогичная ситуация — с выпускниками ИТ-специальностей: 7% от общего числа выпускников в России против 22% в США и 29% в Канаде. Компании испытывают нехватку специалистов с опытом внедрения цифровых решений, в том числе CDO, data scientists, разработчиков и системных архитекторов.

  • Финансирование — второй барьер по значимости. 

100% компаний используют собственные средства для реализации цифровых проектов, лишь 25% — банковские кредиты. Государственные и венчурные источники практически не задействованы: проектное госфинансирование использует 7% компаний, венчурные фонды — 4%. В результате 46% участников исследования указывают на ограниченность финансовых ресурсов как препятствие к цифровизации.

  • Третье ограничение — слабая экосистема поставщиков цифровых решений. 

Большинство компаний закупают ИТ-решения у внешних подрядчиков, не развивая собственные компетенции. При этом в России крайне низкая активность стартапов в сегменте транспорта и логистики — всего 1 стартап на 1 млн человек. Развитие технологических партнерств, инкубаторов и отраслевых акселераторов остается актуальной задачей.

  • Неэффективные стандарты и регуляторные ограничения 

Это также сдерживает цифровую трансформацию. Об этом заявили 43% компаний, а в сегменте железнодорожных перевозок этот показатель выше. Среди системных барьеров — ограничительная роль закона 223-ФЗ, регулирующего закупки с госучастием. Он затрудняет работу с внешними ИТ-партнерами и тормозит внедрение инноваций.

В то же время, исследование фиксирует ряд устойчивых драйверов цифровизации. Среди них:

  • рост потребностей клиентов в удобных, гибких и быстрых услугах; 
  • активное вовлечение корпоративного сектора, действующего с высокой скоростью изменений; 
  • развитие цифровой инфраструктуры; 
  • а также государственные цели, зафиксированные в стратегических документах.

Таким образом, цифровая трансформация требует не только внутренних усилий со стороны компаний, но и системной поддержки — кадровой, технологической и нормативной.

От стратегии к действию: как отрасль и государство планируют ускорить цифровую трансформацию

Результаты исследования цифровой зрелости транспортной отрасли стали поводом для широкой экспертной дискуссии. В онлайн-сессии приняли участие представители Министерства цифрового развития, Министерства транспорта, Strategy Partners, Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», а также крупных отраслевых компаний. Главный фокус обсуждения — как устранить зафиксированные барьеры и масштабировать положительные практики.

Минтранс обозначил стратегические приоритеты до 2035 года

По словам директора Департамента цифровой трансформации Минтранса России Дмитрия Баканова, ключевая задача на ближайшие годы — обеспечить цифровыми решениями всю инфраструктуру мультимодальных перевозок, включая внутренние и международные транспортные коридоры. 

В стратегических планах — массовое внедрение беспилотного транспорта и комплексная цифровизация отрасли к 2035 году. 

Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» подтвердила приверженность работе с бизнесом

Гендиректор «РТ-Инвест Транспортные Системы» и директор Ассоциации ЦТЛ Антон Замков отметил, что ключевым драйвером цифровизации остается запрос со стороны бизнеса на повышение эффективности и снижение издержек. В этой задаче цифровые технологии рассматриваются как практический инструмент, а не абстрактная цель. В то же время он назвал нормативные ограничения одним из наиболее сдерживающих факторов.

Strategy Partners обозначила необходимость системной оценки и внедрения

Руководитель Центра цифровых трансформаций Strategy Partners Антон Точин подчеркнул, что 87% компаний стремятся к полной цифровизации, а 66% — к внедрению новых моделей, совмещая их с существующими. Однако, по его словам, ключевым вызовом остается внутренняя готовность: «Сопротивление изменениям, кадровый дефицит и недостаток доверия к технологиям — все это тормозит внедрение даже при наличии стратегии».

Партнер Strategy Partners Алексей Праздничных напомнил, что цифровизация транспорта — это не технологическая мода, а инструмент повышения эффективности и конкурентоспособности.

По его словам, при системном подходе результаты могут быть заметны уже через 2–3 года, но существенные изменения, включая внедрение автономного транспорта, ожидаются в десятилетнем горизонте.

Минцифры обозначило роль партнерств и оценки прогресса

Заместитель министра цифрового развития Андрей Черненко отметил, что пандемия изменила восприятие логистики и цифровых сервисов в обществе. Он акцентировал внимание на необходимости выстроить прозрачную систему оценки изменений и усилить государственно-частное партнерство.

Таким образом, позиции участников дискуссии совпадают в ключевом: дальнейшее продвижение требует не только стратегических установок, но и последовательной реализации. Согласованные действия бизнеса, государства и экспертного сообщества позволят преодолеть накопленные барьеры и обеспечить отрасли устойчивый рост.

Цифровое будущее транспорта: движение началось, но потребуется совместная работа

Исследование показало: вектор задан, инфраструктура формируется, первые результаты уже заметны. Более 50% компаний начали двигаться в сторону цифровой трансформации, активно внедряются сервисы, формируются новые бизнес-модели и организационные практики.

В то же время отрасль демонстрирует высокий уровень неоднородности. Разрыв между лидерами и отстающими сегментами остается существенным. Почтовые, курьерские и железнодорожные компании формируют положительную повестку, тогда как грузовая логистика и водные перевозки требуют целенаправленной поддержки. Общими остаются вызовы, связанные с кадрами, финансами, нормативной средой и зрелостью технологических партнеров.

Эксперты, представители министерств и бизнеса едины во мнении: успех ЦТ — это не вопрос технологий, а результат системной работы всех участников отрасли. Необходимы скоординированные усилия государства, корпоративного сектора и отраслевых институтов. Важно не только формировать стратегии, но и выстраивать устойчивую архитектуру внедрения, оценки и масштабирования решений.

Чтобы подробнее изучить данные, структуру оценки, выводы и рекомендации, скачайте полную версию исследования Strategy Partners. 

Документ может стать опорной точкой при разработке собственных программ трансформации, планировании отраслевых сессий и формировании повестки для корпоративных и государственных стратегий.

Исследования

В наших исследованиях мы определяем тенденции, приводим статистику и даем прогнозы развития ключевых отраслей экономики. Компании могут использовать эти данные для разработки стратегий и повышения эффективности.

Услуги

Отрасли

Справка

Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и находить эффективные решения для достижения целей. На это работают сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и сотни реализованных проектов.

Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление — Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и консалтинг» по версии рейтинга RAEX.

Поделиться:

Получить консультацию