По мере распространения цифровых технологий предприятия должны развиваться и использовать такие технологии для эффективности и устойчивого роста. Для этого необходимо работать с культурой внутри компании.
Цифровая трансформация стала навязчивой идеей для бизнеса – и часто она имеет под собой веское обоснование. Использование цифровых технологий не только в продуктах, ориентированных на клиента, но и во внутренних процессах, сделало компании более конкурентоспособными и открыло новые возможности для бизнеса. Например, Netflix превзошла большую часть своих конкурентов благодаря своевременному внедрению цифровых технологий. Несмотря на то, что компания не была первой, кто инвестировал значительные средства в услуги цифрового потокового вещания, она смогла быстро определить свой потенциал и направить свою бизнес-модель в сторону цифрового обслуживания. Результатом сегодня является империя на миллиард долларов, которая работает по всему миру, и чья сеть потоковых услуг превышает возможности более традиционных медиа-гигантов, таких как Disney и Time-Warner.
Здесь также важно отметить короткий срок, в течение которого компания реализовала свои возможности. Использование цифровых технологий не только помогло компании стать сильным игроком на рынке, способным определять новые тренды, но и помогло достичь этого относительно быстро. То же относится и к Airbnb и Uber, которые аналогичным образом разрушили сложившиеся отрасли с помощью цифровых технологий. Но что лежит в основе таких историй успеха – так это создание корпоративной культуры, которая помогает компаниям по максимуму использовать открывающиеся возможности.
Чтобы компания смогла использовать потенциал, который ей открывает переход к цифре, и смягчила негативное влияние последующего за этим переходом хаоса, важно работать с культурой, поддерживающей необходимость цифровизации. Но это слишком широкое утверждение. Намерение понятное, но в таком заявлении мало деталей. Внесение изменений в культуру компании необходимо, но часто слишком сложно понять масштаб этих изменений и методологию. Мы рассмотрим способы, которые помогут устранить заблуждения и создать правильные методы, которые приведут к созданию правильной культуры для поддержки цифровой трансформации.
Цифровые изменения важны, но они также способны ввергнуть компанию в лабиринт способов достижения намеченной цели. Чтобы сократить ненужные шаги и таким образом снизить вероятность создания «хаоса» в процессе, первым шагом является постановка чёткой цели для реализации цифровых возможностей. Этот шаг позволит как руководству, так и сотрудникам успешно продвинуться в этом лабиринте, и внесёт ясность в то, как именно трудовая культура должна измениться. Необходимо установить чёткий мандат на изменения, чтобы выстроить правильную дорожную карту и устранить ненужный «шум».
Цифровизация процессов в компаниях привела к тому, что привычные рабочие границы становятся все более прозрачными – ведь командам необходимо работать вместе, чтобы использовать потенциал «цифры». Есть много преимуществ работы в кросс-функциональных командах, но в основном такие команды анализируют потребности клиентов с многих точек зрения и создают продукты и услуги, которые действительно удовлетворяют эти потребности. Это также нарушает традиционную иерархическую связь между руководством и сотрудниками. Кросс-функциональные команды самоорганизуются, не имеют иерархической структуры и уполномочены выполнять проекты от начала до конца. Одна из целей компании – обеспечить внедрение этой рабочей культуры без нарушения существующих процессов.
В презентации, посвящённой тому, как Netflix стал одним из крупнейших игроков в сфере цифровых развлечений, генеральный директор Рид Хастингс назвал культуру компании самым важным компонентом. Чтобы подвести итог основополагающим принципам создания влиятельной цифровой компании, он использовал следующую фразу: «Свобода и ответственность».
Когда дело доходит до построения корпоративной культуры, адаптированной к современной цифровой эпохе, крайне важно, чтобы таланты внутри компании были готовы рисковать. Есть много примеров того, как корпорации масштабов Google, Amazon и Microsoft, и даже нетехнологичечкие компании, такие как Nike, создавали новые продукты, развивая культуру принятия рисков. Хотя традиционно мудрым считается следование установленным нормам и «работа по книге», такой подход сегодня может нанести ущерб организации.
Но корпоративная культура в таких ситуациях должна играть сразу две роли. С одной стороны, принятие рисков должно стать частью работы компании. С другой – этот подход должен сдерживаться культурой самодисциплины между командами. Это приводит к формированию культуры, в значительной степени ориентированной на результат, которая позволяет компаниям более эффективно использовать цифровые технологии.
Комментарий Андрея Шолохова, партнёра Strategy Partners и руководителя «Центра цифровой трансформации»:
Автоматизация всего и вся для минимизации количества ошибок и отклонений производственных и бизнес-процессов с одной стороны, а также культура принятия ошибок для максимального использования всех потенциальных возможностей
с другой – это инь и янь любой корпоративной жизни и культуры. Очень сложно найти баланс между стремлением всё контролировать и открывать двери для инноваций с риском больше потерять, чем приобрести. Нужно понимать, что культура избегания ошибок и культура принятия ошибок нужны на разных стадиях жизненного цикла организации. Если цифровая трансформация – это осознанное решение руководства и организации в целом, с пониманием того, что ранее существовавшие принципы работы организации не приносят ей успеха, то культура принятия ошибок будет лучшим выбором для такой компании.
Strategy Partners – ведущая российская консалтинговая компания.
Мы помогаем командам разных отраслей быстро адаптироваться к изменениям и
находить эффективные решения для достижения целей. На это работают
сильнейшие консультанты, за плечами которых опыт в реальном секторе и
сотни реализованных проектов.
Являясь дочерней компанией Сбера, Strategy Partners открывает клиентам
возможности одного из крупнейших банков России. Аналитическое направление
— Research Hub Strategy Partners — позволяет отслеживать тренды и
действовать на опережение.
Компания занимает второе место в сегменте стратегического консалтинга и
входит в число ведущих игроков направления «Технический аудит и
консалтинг» по версии рейтинга RAEX.
На сайте используются cookie