Обзор инфраструктуры канатных дорог России

Мы подготовили обзор сегмента канатных дорог России, в котором проанализировали инфраструктуру российских канатных дорог, текущую ситуацию в отрасли, обозначили тенденции и перспективы развития.

Востребованность канатных дорог в России за последние несколько лет значительно возросла. Удобство, экологичность, бесшумность, потенциал для инвестиций, влияние на развитие спорта и туризма — факторы, которые делают канатные дороги неотъемлемой частью инфраструктуры и придают им стратегическую и экономическую важность для страны.

Российские канатные дороги начали развиваться в 70-х годах XIX века. К 1985 году насчитывалось около 1 000 грузовых канатных дорог для различных отраслей промышленности и пассажирских канатных дорог для спорта, туризма и общественного транспорта. Однако к 1990 году развитие канатных дорог на федеральном уровне было остановлено из-за ряда условий и причин, связанных с распадом Советского Союза. Тем не менее пассажирские дороги в сфере спорта и туризма продолжали развиваться на частные инвестиции.

Сегодня основной интерес сосредоточен на подвесных пассажирских канатных дорогах из-за активного развития спортивно-туристических кластеров в разных регионах страны. За последние 15 лет в России появилось более 150 пассажирских канатных дорог благодаря проведению первых в стране зимних Олимпийских игр, популяризации горнолыжного спорта, а также попыткам решить проблемы городского транспорта. На данный момент в Ростехнадзоре зарегистрировано 388 подвесных канатных дорог, среди которых 92 пассажирские дороги, 26 грузовых и 268 буксировочных.

За 2023 год в эксплуатацию были введены 92 канатные дороги: 47 отечественного производства и 45 импортного. До 2022 года основными российскими поставщиками оборудования для пассажирских канатных дорог были три компании, лидирующие в мировом производстве: австрийско-швейцарская Doppelmayr/Garaventa Group, французская Poma (Pomagalski S.A.) и швейцарская Bartholet.

Большая часть современных канатных дорог в России построена в тесном партнерстве с мировыми лидерами. Международный производитель канатных дорог и средств передвижения Doppelmayr участвовал в строительстве канатной дороги по олимпийскому заказу от Красной Поляны до горнолыжного курорта «Роза Хутор» протяженностью 3 100 метров. Это была первая в мире трехканатная дорога (3S) с двумя секциями. Принимала участие компания и в строительстве 30-й по счету канатной дороги на ГЛК «Роза Хутор» — «Вероники» — первой в России канатной дороги серии D-Line, а также в создании автоматического поезда на канатной тяге для аэропорта Шереметьево.

С 2023 года компания прекратила любые поставки оборудования в РФ и осуществляет только обслуживание канатных дорог по существующим контрактам, без поставки запчастей.

С введением ограничений работа с мировыми лидерами производства канатных дорог зашла в тупик. Для проектов, которые должны были строить с 2022 года, активно прорабатываются возможные альтернативные поставщики.

Среди китайских производителей канатных дорог можно выделить BMHRI — самую крупную компанию Китая по проектированию и изготовлению канатных дорог. Официальным представителем BMHRI на территории РФ является группа компаний «СКАДО». Пока китайские канатные дороги еще не апробированы в России, но совместно со «СКАДО» в обозримом будущем компания BMHRI займет свою нишу на российском рынке.

На сегодняшний день в России разрабатываются несколько проектов по строительству канатных дорог, они должны быть реализованы в ближайшие несколько лет. Один из крупнейших проектов — строительство первой в мире трансграничной канатной дороги между Благовещенском и китайским городом Хэйхэ.

К другим планируемым проектам можно отнести строительство на Алтае всесезонного оборудованного современной канатной дорогой курорта Манжерок, финансируемое Сбером. В 2025 году также начнут работать новые городские канатные дороги в Нижнем Новгороде и Оренбурге. Среди новых проектов также есть планы по строительству канатной дороги через Волгу в Чебоксарах и Тутаеве Ярославской области.

Читать Обзор

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики