Приоритеты цифровизации российских девелоперских и строительных компаний

Strategy Partners представила результаты всероссийского исследования «Приоритеты цифровизации российских девелоперских и строительных компаний». В исследовании приняло участие более 230 российских строительных и девелоперских компаний с разными масштабом деятельности, уровнем интеграции в цепочке и специализацией. 

Результаты исследования демонстрируют, как изменились приоритеты отрасли в области цифровизации в сравнении с показателями 2019 года, когда Strategy Partners проводила аналогичное исследование. 

Большинство компаний уже приняли меры для цифровой трансформации, однако только 15% из них могут назвать себя лидерами в данном направлении.

Чаще всего это крупные компании из Москвы (28% опрошенных) из числа генподрядчиков либо организации с высокой интеграцией. Хотя стоит отметить, что в 2019 году лидерами себя могли назвать только 7% компаний. 

За последние четыре года заметно выросла и важность цифровой трансформации для бизнеса: 96% компаний считают цифровую трансформацию приоритетной для бизнеса. На 7% в сравнении с 2019 годом сократилось количество компаний, не уделяющих внимание цифровизации, — с 11 до 4%. 

Несмотря на то что мнение о высокой значимости ЦТ разделяет большинство, многие компании еще не провели организационные преобразования. Так, согласно результатам исследования, 58% компаний еще не преобразовали в полной мере свои структуры для реализации программ ЦТ

Тем не менее показатели развития организационной структуры по большинству параметров значительно улучшились за последние четыре года:

  • в 38% компаний сотрудники разделяют мнение о высокой значимости ЦТ (+17% в сравнении с 2019 годом);
  • в 31% организаций развита культура постоянных улучшений в части использования цифровых технологий; 
  • в 18% компаний действует эффективная система мотивации/поощрения за достижение результатов от реализации проектов в ЦТ.

Сравнение с итогами исследования 2019 года показывает, что выросло число компаний, отмечающих снижение уровня компетенций сотрудников в части цифровой трансформации, — с 11% до 16%. Также на 16% сократилось количество компаний, в которых есть структурное подразделение по внедрению новых цифровых технологий, — с 46 до 30%. 



Кадровый дефицит и недостаточную квалификацию сотрудников для эффективного внедрения технологий (27%) относят к одним из главных барьеров на пути цифровизации строительных и девелоперских компаний — наряду с недостатком финансовых ресурсов (33%) и отсутствием гарантированного эффекта (29%).

Наиболее популярные технологии в отрасли — это электронный документооборот, облачные технологии, системы динамического ценообразования и цифрового проектирования. Меньше всего используются сервисные приложения с личным кабинетом для жильцов — 46% и беспилотные летательные аппараты — 49%.

С 2019 года значительно вырос процент компаний, отмечающих значимый прирост к прибыли благодаря цифровизации бизнес-процессов. Еще 4 года назад только 44% компаний видели экономический эффект от цифровизации, сегодня же этот показатель почти в 2 раза выше — 81%.

При этом 64% компаний отмечают, что значительная часть инициатив в области цифровизации была заморожена на середине пути. И более 84% затрудняются измерить эффект от большинства внедренных технологий. 

Результаты исследования прокомментировала Елена Киселева, партнер Strategy Partners: 

Полученные результаты опроса, с одной стороны, являются позитивными, так как демонстрируют ощутимый прогресс в части понимания российским строительным сектором значимости и приоритетов в области цифровой трансформации относительно 2019 года. 

С другой стороны, уровень проникновения цифровых технологий в операции компаний в целом пока еще очень низкий и преимущественно сконцентрирован в сфере внутреннего документооборота, процессов маркетинга и продаж (в областях, где можно при помощи относительно небольших усилий получить быстрый эффект). Цифровое проектирование, использование цифровых технологий в строительных процессах пока получили широкое распространение лишь у небольшого количества компаний сектора. В ближайшей перспективе (2–3 года) компании предполагают продолжать фокусироваться в области цифровизации на процессах маркетинга и продаж, подготовке инвестиционных проектов (финансовое моделирование), на управлении проектами, подготовке проектной документации. 

Таким образом, приоритетность цифровизации производственных процессов пока находится на низком уровне. Крупные компании (с выручкой от 10 млрд руб. и выше) имеют больше ресурсов для цифровой трансформации и, соответственно, выглядят лучше среднеотраслевого уровня, в то время как средние и небольшие предприятия в основном следуют уже проложенной дорогой и пока используют в своей деятельности только небольшое количество апробированных решений. С учетом высокой фрагментированности российской строительной отрасли это означает, что общий уровень цифровизации сектора в ближайшие годы будет оставаться невысоким, а также будет нуждаться в дополнительных стимулах для перехода на новый этап развития.

 

Скачать исследование

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики